Легенды о библейских персонажах


1.

Когда начался потоп, Господь разрешил Ною спастись, а тот взял с собой всех животных по паре. Долго они плавали, уже потоп-то потихоньку стал спадать, а мыш(ь) возьми да и потихоньку прогрыз в стенке лодки (она Ковчег называлась) дыру. Лодка - тонуть, да Господь не дал: уж дыру-то своим тельцем и заткнул. За это его Господь и наградил желтым венчиком на голове. А мышь с тех пор кто убьет - сорок грехов ему спустится.

Шифр: колл.50, ед. хр.3, № 58; 1986 г.

М. зап.: Городецкий р-н, Мошкино;

Инф. Ражева А.А., 1911 г. р.

Сбр. Анфимова С., Штутман Т.


2.

Говорят, когда был всемирный потоп, все люди, кроме Ноя на ковчеге, утонули и превратились в лягушек.

Шифр: Колл.47, ед. хр.2, № 202; 1984 

М. зап.:   Перевозского р-н, Ичалки;

Информ.: Назарова Г. Н., 1925 г. р.

Сбр.: Зубкова И., Стутницкая О.

 


3.1.

У Адама были первые сыновья Авель и Каин. Каин был злой, а Авель душевный, подчинялся матери и отцу. И вот они пасли стадо. И вот в новолуние они приносили жертву каждый от своего стада, особенно в мужском виде, там какого-нибудь барашка или козла. У Авеля дым [от жертвенного костра - Ю. Ш.] пошел кверху, столбом, а у Каина сразу налетел какой-то буран и прям стелется по земле дым. И он видит, что Бог не принимает у него жертву, и он из зависти убивает своего брата Авеля. И вот эта кровь-то, которая вытекла в этот момент, и запечатлелась на луне.

Шифр.: колл. 62, ед. хр. 7, № 68; 1998 г.

М. зап.: Сеченовский р-н, Верхнее Талызино.

Информ.: Спичков М.В., 1926 г. р.

Сбр.: Скочигорова М.


 

 

3.2.

И когда Луна кроваво-красная, тоже это к войне. Это, знаешь, Каин брата своего Авеля убил, от крови это его, к войне это. Вот.

Шифр: колл.61, ед. хр.19, № 97; 1997 г

М. зап.:   Навашинский р-н, Поздняково

Информ.: Бусыгин Г. Ф.

Сбр.: Волкова М.


3.3

Богатого брата Авраама одолела жадность, и он решил погубить бедного брата Исаака, чтобы завладеть его имуществом. Авраам занес над бедным братом топор, а Господь сказал: "Тебе век с топором стоять [...]". И сейчас на полном месяце всегда можно увидеть, как брат брата рубит.

Шифр: колл.46, ед. хр.8, № 5; 1983 г.

М. зап.: Шатковский р-н, Архангельское

Информ.: Земскова Т. А., 1926 г. р.

Сбр.: Головко С., Шашина С.


 

4..

Исус Христос не еврей, коим его считают, а сын он русских людей. Во младенчестве его вместе с матерью, Девой Марией, продали в рабство.

Шифр.: колл.61, ед. хр.29, № 173; 1997 г.

М. зап.:   Павловский р-н, Б. Иголкино

Информ.: Шамелева К. И., 1910 г. р.

Сбр.: Куделка А.


 

5.

Идет Иисус Христос по Земле. Идут много слепых, хромых, ревут: "Господи, помоги нам!". Он подошел, бает: "Что вам?". - "Я с юности не вижу!", - "А я хромой!". Господь исцелил их, и они пошли в храм.

Шифр: колл.61, ед. хр.17, № 104; 1997 г.

М. зап.:   Павловский р-н, Нову

Информ.:Бобкова В. А., 1910 г. р., и Бытина Н. И., 1914 г. р.

Сбр.: Бергер О.


 

6.

Вот было, что у вдовицы сын помер. Лежит бездыханный, а она слезы льет. Один единый Иисус Христос бает: "Я те помогу! Вставай, чадо, ты воскрес из мертвых!". И он встал. Вот оно как было.

Шифр.: колл.61, ед. хр.17, № 105; 1997 г.

М. зап.:   Павловский р-н, Нову

Информ.: Бобкова В. А., 1910 г. р., Бытина Н. И., 1914 г. р.

Сбр.: Бергер О.

 


7.

Шел Христос по полю, встретил девочку и попросил у ней водички. А она ему говорит: "Что ты, дедушка, чай, мне самой надо". Пошел дальше Христос, встретил другую девочку и у ней попросил водички. "Возьми, дедушка, пей на здоровье, я еще налью". А он, милый, пьет, и вода-то из ковшика не убывает. Подивились люди и поняли, что это он, Христос, ходит, людей проверяет, как они его заповеди соблюдают.

Шифр: колл. 51, ед. хр. 4, № 90; 1987 г.

М. зап.: Сосновский р-н, Залесье

Информ.: Немигалова И.Я., 1911 г.р., Загребина М.В., 1913 г.р.

Сбр.: СусловоаМ.Г., Васильева Н.В.


 

8.

Был Иисус Христос. У него были ученики - двенадцать человек. Когда Иисус Христос на Пасху на Землю сходил и шел по Земле с учениками, и считали они, что грех делать, а что не грех. И вот видят картину: молодая женщина топит младенца, а рядом женщина полощет белье. И спросили ученики о том, почему Бог помогает первой женщине, той, которая топит свое дитя, а не той, которая не берет такой грех на душу, просто полощет белье. И ответил Иисус Христос: "Та девица, которая топит ребенка, всю жизнь каяться будет, ей-то и нужней будет помощь Божья.

Шифр: олл.61, ед. хр. 29, № 172; 1997 г.

М. зап.:  Павловского р-н, Б. Иголкино

Информ.: Щамелева К. И., 1910 г. р.

Сбр.: Куделка А.


 

9.

На само-то Благовещенье девушка топила ребенка, а рядом женщина полощет белье. Идет Иисус Христос, говорит этой девушке: "Бог в помощь", - и пошел. Подходит к женщине: "Ну, а вы что тут делаете? Белье полощете? Вам что, не будет больше дней?". Она ему: "Рядом девка душу губит, а вы ей так сказали". "Она топит от совести, а тебя что заставило?". Он отошел, а у нее руки свело. Это в Псалтыре написано, что, мол, нельзя работать в Благовещенье: Бог накажет.

Шифр: олл.61, ед. хр.11, № 169; 1997 г.

М. зап.:  Павловский р-н, Лаптево.

Сбр.: Шеваренкова Ю.


 

10.

У Спасителя было двенадцать учеников. И вот жнет женщина на поле, а Спаситель с учениками пить захотели, подходят к ней и говорят: "Напои нас, попить ведь мы хотим". А она: "Как я вас напою? У меня нету воды, а до людей далеко". Идут они дальше, а ученики спрашивают: "Господи, как ты ее накажешь?". А он им: "Она не будет рождать детей". Идут они дальше - жнет другая. Они и говорят: "Попить ведь мы хотим, напои-ка нас". А она им: "Садитесь, садитесь". Посадила их и говорит: "Пойду я вам схожу за холодненькой водичкой, принесу холодной, а то уж эта теплой стала". Пошла в родник, принесла им воды холодной, говорит: "Вода теперь свежа, хорошенькая, давайте попейте". Поила она их, они ее поблагодарили, пошли, и говорят: "А ты чем эту отблагодаришь, Господи?". А он говорит: "А ее отблагодарю: много у нее детей будет" [...] Идут и подошли они к Суре. Подошли они к Суре и - девушка топит ребенка. Топит ребенка своего. Они и говорят: "Господи, ребенка ведь топит". А он говорит: "Да". "Чем ты ее накажешь?". А он говорит: "Я ее ничем не накажу, она убоясь свово отца и матери". И она топит ребенка. Вот Бог-то: кому прощат вины-то, а кому - нет.

Шифр: колл.59, ед. хр.7, № 152; 1996 г.

М. зап.:  Сеченовский р-н, Ратово

Информ.: Горбунова Н. А., 1914 г. р.

Сбр.: Корепова К. Е., Скочигорова М.


 

11.

Когда Христос Спаситель нес крест на Голгофу, сидел у своего двора еврей. Он молодой сидел. И Христос ему для вразумления сказал: "Раб, разреши отдохнуть". А они, евреи, ожидали свово царя, и он сказал: "Раз заслужил, то неси". А Христос ему ответил: "За такое дерзкое отношение ко мне да не будет тебе смерти до второго мово пришествия, до кончины века". Он, говорят, по земле ходит, как перекати-поле, трава: куда ветерок, туда и его гонит. Он дойдет до такой степени, что на нем, как панцирь, нарастет грязь. И чешуя с него свалится. Он придет как странник, его пригласят на обед. Он ложки две-три возьмет в рот, и тут загудел ветер - его уж вызывают: давай уходи.

Шиф.: олл. 62, ед. хр. 7, № 34; 1998 г.

М. зап.: Сеченовский р-н, Верхнее Талызино

Информ.: Спичков М. В., 1926 г. р.

Сбр.: Скочигорова


 

12.

Один братец пришел к богатому и говорит: "Сделай мне, братец, три милостыньки. Первую-то милостыньку - обуй да одень, вторую-то милостыньку - накорми, третью-то милостыньку - обуй да одень, да со двора проводи". А он и говорит: "У тебя-то, братец, подстольные псы под столом-то крошки подбирывали, гноючие раны зализывали". Он зарыгнулся и пошел. А братца-то его начало корежить.

Шифр: олл.39, ед. хр.6, № 39; 1977 г.

М. зап.: Борский р-н, Тугарино

Информ.: Комарова А., 1967 г.р.

Сбр.: Кошаева Е., Симонова Г.

13.

Шли в пустыне две женщины, одна из них была колдунья. Вот колдунья тонет и тонет в песке, а другая - нет. А колдунья все тонет и тонет, вязнет и вязнет, уж по плечи увязла. Вдруг видят они - идет им навстречу старичок. Другая женщина и спрашивает: "Что это она все тонет и тонет в песке, вязнет и вязнет? Идем вместе, мне - ничего, а она все тонет и тонет? Вот уж по плечи увязла". А старичок ей и отвечает: "Она до тех пор тонуть не перестанет, пока во всех своих грехах не покается". Тут колдунья и говорит: "Господи, прости! Грешна я - колдовала, на людей порчу наводила". Только она это сказала и совсем исчезла, с головой в песке скрылась, не видно стало.

Шифр: колл. 23, ед. хр.34, № 11; 1977 г.

М. зап.:  Богородскоий р-на, Касаниха

Информ.: Горбунова М. С., 1927 г. р.

Сбр.: Жукова В.


 

14.

Шли дорогой две женщины, одна из них и говорит: "Уж больно я грешна", а другая говорит: "А я нет". И встречается им старичок, старенький такой. Он и говорит одной: "Ты не грешна. У тебя нет больших грехов, а все маленькие грешки, незаметные. Так вот ты иди на поле и собери на поле все маленькие голыши". А другой говорит: "А ты грешна, у тебя большие грехи. Иди на поле и принеси три голыша". Она пошла и принесла три голыша. А другая ползает по полю - пока она на нем все маленькие-то голышки соберет!

Шифр: колл. 23, ед. хр.34, № 12; 1977 г.

М зап.:  Богородский р-н, Касаниха

Информ.: Горбунова М. С., 1927 г. р.

Сбр.: Жукова В.


 

15.

Колдуны-то от лукавого. [...] У Иисуса Христа были апостолы. И они все доброе проповедовали. И мать Иисуса Христа, Мария, тоже проповедала, да на таких дальних, дремучих островах. Была на этих островах гора Афон, и главный колдун был афонский. Много их было там. Матери-от Марии слово великое было дано. И послушались они ее, снесли свои книги на берег и сожгли. Но некоторым лукавый не дал то сделать, и бежали они, и книги свои чернокнижные с собой взяли. От этих книг вся гадость и бралась, да и теперь берется. Разошлись они по белу свету.

Шифр: колл. 57, ед. хр.7, № 48; 1990 г.

М. зап.:  Лукояновский  р-н, Нехорошево

Информ.: Чесухина М. И.

Сбр.: Бирюкова И., Грехнева Л.


 

16.

Господь спорил с нечистой силой. Господь говорит: "Я тебя все равно убью". - "А как ты меня убьешь, если я в человека слечу?". А Господь сказал: "Я и человека не пожалею". Вот громом и убивает.

Шифр: колл.61, ед. хр.5, № 58; 1997 г.

М. зап.:  Бутурлинский р-н, Кочуново

Информ.: Зуйкова А. И., 1927 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

17.

Слово "спасибо" - сатанинское слово. Раз Сатана пожаловался Богу: "Ад у меня всего на троех человеках держится". Бог же ему отвечал: "Будет время, когда ад твой до краев наполнится". Сатана, благодаря Бога, говорил ему: "Спасибо, спасибо, спасибо!".

Шифр: колл.59, ед. хр.19, № 12; 1996 г.

М. зап.: Дальнеконстантиновский р-н, Лапшиха

Информ.: Арсеньева Л. З., 1911 г. р.

Сбр.: Булгаковой М.


 

18.

Однажды Сатана послал Дьявола к людям на плохие дела. Всех смог смутить Дьявол, а вот одного никак не смог смутить. Тогда пришел он к Сатане и стал ему жаловаться, что он никак не сможет смутить одного Кулугура. С тех пор люди, не поддающиеся Дьяволу, зовутся кулугурами. А потом кулугурами старообрядцев стали звать

Шифр: колл. 28, ед. хр. 6, № 45; 1987 г.

М. зап.:   Борский р-н, Плосково

Информ.: Шевелева Е. П., 1915 г. р.

Сбр.: Коруновой О., Кораблевой Н..


Главная страница

Содержание архива

Религиозный фольклор