Легенды о деревенских церквях


52.

В селе Кувакса была построена очень высокая церковь, и никто не мог поставить на нее креста: боялись не того, как взобраться на крышу, как оттуда слезть. К толпе подошел седой старик, сказал, что сделает это. Взобрался на крышу, поставил крест, а обратно слетел вороном.

Шифр: колл.51, ед. хр.7, № 44; 1987 г

М. зап.:  Сосновский р-н, Марфино

Информ.: Гоголева В. М., 1932 г. р.

Сбр.: Резонтов А., Фортунатов А


 

53.

Из церкви-то нашей школу сделали. А как с утра-то придут учителя да сторожа, так и слышат - поют: “Господи, помилуй!”. И учитель- партиец учить отказался: не буду, бат [бает - Ю. Ш.], учить. И церкву потом ломали, да не только ломали, но и ковряли, Иисуса ботнули, иконы растаскали. А кто хулиганил-от, так все померли, а кто по миру пошел.

Шифр: колл.57, ед. хр.7, № 80; 1980 г.

М. зап.:  Лукояновский р-н, Нехорошево.


 

54.

Стояла на Ветлуге в селе Васильевском красавица-церковь. Когда стали ее разрушать, искали человека, который бы колокол снял. Тут нашелся такой - мельник Петр Григорьевич. Он был раскулачен и должен был отправиться в ссылку, а ему предложили: снимешь колокола - освободим. Он и согласился. Полез на колокольню, только подошел к колоколам, тут его и парализовало. Ну а церковь все равно разрушили.

Шифр: колл.57, ед. хр.8, № 42, 1991 г.

М. зап.:  Воротынский р-н, Карповка

Информ.: Сырова М. К., 1932 г. р.

Сбр.: Вершинина О., Поляшова Е.


 

55.

Были Яшунин и Вербин. Кресты сымали. Они дергали-дергали, у них не получатса. Кого-то заставили, но он говорит: “Не я строил, и разрушать не буду”. И вот дергали-дергали, и затрешало, и оттуда как столб огня вылетел. Прямо ужась! У меня индо вот прямо волосы дыбом! Народу сошлось, и он ка-а-ак грохнет прям! И крест, самый высокий крест, прям в землю прямо с огнем грохнулся. Аж индо тревожно было.

Шифр: колл.61, ед. хр.5, № 22; 1997 г. 

М. зап.: Бутурлинский р-н, Кеньшево

Информ.: Сорочкина Е. А., 1936 г. р. З

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

56.

А собрались когда церковь ломать, у нас один мужик туда взошел и говорит: “Сейчас плясать здесь буду”. И-и только заплясал, как сразу мертвый стал.

Шифр: колл.61, ед. хр.5, № 23; 1997 г. 

М. зап.: Бутурлинский р-н, Кеньшево

Информ.: Сорочкина Е. А., 1936 г. р. З

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

57.

Колокола трактором стаскивали Яшунин, Костя Семенов, Вербин. Яшунин потом удавился, а Костя Семенов выпил стакан спирту чистого, неразбавленного, выбежал на волю и задохнулся. Со всеми ими получилось все неблагополучно.

Шифр: колл.61, ед. хр.2, № 60; 1997 г.

М. зап.:  Бутурлинский р-н, Кеньшево

Информ.: Князева А. А., 1922 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

58.

Ломали у нас церкву, а я еще раньше там икону облюбовала - икона Божьей Матери. Я в поле была, когда стали ломать. Женщины за мной прибежали, успела взять я икону. Макаров Саша, который учителем работал, иконы-то жег. Он потом быстро спился, стал нищим, даже, вроде, помешался. Болел, а потом и помер.

Шифр: колл.61, ед. хр.2, № 58; 1997 г.

М. зап.:  Бутурлинский р-н, Кеньшево

Информ.: Князева А. А., 1922 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

59.

Когда мы иконы брали, Сидорова тетя Нюша над нами смеялась: “Вот еще, старушищи, с иконами сюсюкаетесь”. Взяла она одну икону, разломала и в печку бросила. У нее рот теперь набок, вот до сих пор [показывает - почти до уха - Ю. Ш.].

Шифр: колл.61, ед. хр.2, № 59; 1997 г.

М. зап.:  Бутурлинский р-н, Кеньшево

Информ.: Князева А. А., 1922 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

 

60.

Церковь была хороша, такая - страх! А тут ее ломали, в тридцать шестом году. Три трактора поставили, цепь на кресты и поломали. Колокола все разбили. Кто ломал, наказаны были. Один лежал семь или восемь лет, не ворочался. А один стулья из икон сделал: вот хозяйка в грозу сидела на этом стуле, ее громом и убило.

Шифр: колл 61, ед. хр. 5, № 88; 1997 г.

М. зап.: Бутурлинский р-н, Кочуново

Информ.: Вилков И. С., 1932 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


 

61.

Была у нас в селе Мартыново церковь, закрыта с 1937 года. А дом наш стоял прямо против церкви, через дорогу. На какой то праздник, божественный праздник, слышится пение церковное, молятся вроде, и огоньки перебегают от окошка к окошку, ровно лампадки горят, а потом вдруг пропадают. Сам-то я не видел, но люди говорят, да и моя жена сама раза два видела.

Шифр: колл.37, ед. хр.9, № 57; 1976 г.

М. зап.:  Ковернинский р-н, Бегино

Информ.: Смирнов Р. И., 1907 г. р.

Сбр.: Иванова Т., Шугарова Ю.


 

62.

Когда в церкви был склад, бригадир нарядил тетку на работу, хотя у нее палец болел вот этот [показывает на указательный - Ю. Ш.]. Перегружали они зерно. К обеду решили полежать. И вот легли, и, вроде, пение хора откуда-то. Она тихонько соседку толкнула, она тоже слышала. Так пел хор, как в великие праздники! Все лежали и плакали. И тут бригадир вошел, выругался, что они лежат - сразу все стихло.

Шифр: колл.61, ед. хр.2, № 4; 1997 г.

М. зап.:   Бутурлинский р-н, Кеньшево

Информ.: Князева А. А., 1922 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


63.

Отец Таисьи Паниной пас скотину под кладбищем. Прилег отдохнуть и услышал пение, как будто в церкви пели. Да так, что волосы дыбом!

 

Шифр: колл.61, ед. хр.2, № 5; 1997 г.

М. зап.:   Бутурлински1 р-н, Кеньшево

Информ.: Князева А. А., 1922 г. р.

Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.


64.

Старые люди рассказывали, что еще раньше была здесь деревянная церковь, построенная в честь Иоанна Предтечи, да поп был уж больно грешный да жадный. Вот и покарал его Господь - сгорела церковь дотла. А на месте ее построили новую, добротную, каменную. Но и она пострадала: сгорел у нее купол.

Шифр: Колл.53, ед. хр.1, № 1а; 1989 г. 

М. зап.: Дивеевский р-н, Ивановское

Информ.: Большакова А. И., 1908 г. р.

Сбр.: Золина Е., Упирвицкая Т.


65.

В Отрепьевом озере церковь утонула - ушла под землю. И на этом месте появилось озеро. А церковь-то деревянная, построена веков десять назад.

Шифр: колл.39, ед. хр.7, № 239; 1977 г

М. зап.: Борский р-н, Плотинка

Информ.: Капутова П.А., 1908 г. р.

Сбр.: Зеленина Н., Кардашова Л.


66.

Мне рассказывала моя бабушка, что когда-то у них в селе на высоком месте стояла церковь, красивая очень была она. Вдруг однажды она провалилась под землю, а из земли стали бить ключи, так образовалось озеро у них. Вместе с церковью провалился и священник, который находился в церкви. Его фамилия была Отрепьев, и с того времени это озеро стали называть Отрепьево.

Шифр: колл.62, ед. хр.32, № 12; 1947 г.

М. зап.:  Борский р-н, Редькино

Информ.: Солдатова Е.Н.

Сбр.: Белова М.


67.

Тут недалеко от автобазы есть низина, овраг такой. Раньше его не было, на этом месте монастырь стоял, монахи жили. Монастырь был мужской. И у них был настоятель, ну как сейчас, вроде председатель колхоза. А правее, на севере, деревня есть - Малые Мосты. И жили там старые девки, ну, замуж которые не вышли. И повадились к ним монахи любезничать. Маломостинские мужики пришли к игумену жаловаться на братию, а он не поверил, стал божиться: “Господи! Провались монастырь сию же минуту, если это так!”. И в это же мгновение весь монастырь опустился в землю. Вот откуда там такой большой овраг сейчас.

Шифр: колл.37, ед. хр.1, № 130; 1976 г.

М. зап.: Ковернинский р-н, Талица

Информ.: Сорокин А. В., 1908 г. р.

Сбр.: Горшкова О., Кирюхина Е., Надежкина С., Шапошникова В.


68.

Церковь на краю села стояла, не в центре: красивая, высокая - украшала все село. Но грехи людские росли, и однажды утром люди обнаружили, что церкви нет. Всем селом люди бросились к своей церкви, и перед глазами открылся глубокий овраг, которого до этого не было. Овраг был очень глубок, трудно было спустится по нему, а в центре его, как островок, - Шиханчик. Этот Шиханчик и показывал, где некогда была церковь. И сейчас есть этот овраг, и сейчас старики укажут вам этот Шиханчик. Он за деревней, люди рядом основали кладбище, но ведь и раньше люди хоронили при церквах. А церковь построили новую.

Сбр.:   Чухманова А. С.

М. зап.: Вознесенский р-н, Сарминский Майдан


69.

Говорят, что когда-то, видно, очень давно, затонула в Перозерском озере церковь. Стояла эта церковь на берегу озера, но вот в одно утро жители не обнаружили церкви, лишь кресты да купол сквозь толпу воды виднелись. Потом все глубже и глубже уходила под воду, уже и куполов стало не видно. Наверное, прогневали чем-то люди Божий храм. Но как только исчезла в глубине озера церковь, так вода в нем стала целебной. Говорят, что кто ни испьет той воды, тот сразу поправится. Вот какая чудесная стала вода. И рыба-то, говорят, там не такая, как в обычных реках и озерах, а большая, темная, будто щука. А еще случалось, что многие видели на этом озере огоньки, которые то вспыхнут, то погаснут и все двигаются, двигаются.

Шифр: колл.28, ед. хр.2б, № 3; 1985 г.

М. зап.: Ветлужский р-н, Волынцы

Информ.: Зверева Л. И., 1918 г. р.

Сбр.: Бакулина Е., Самарина Т.


 

70.

На том месте, где сейчас Святой колодец, чай, монастырь был. Монастырь-то ушел под землю, а на том месте образовался Святой колодец. Монастырь-от под землю, говорят, ушел вместе со святыми. Вода в Святом колодце лечебная, чудодейственная, годами стоит и не портится. Кипятить-то ее нельзя - грех, чай. На Святом колодце висит икона Симонаха Иосаха. Его мощи рядом похоронены.

М. зап.: Н. Новгород, 1998 г. .

Информ.: Болдырева Ф. В., 1938 г. р.,

Сбр.: Саулина М.