Легенды об иконах
1.
Она вот Трехрушница Божья Матерь. Она переплывала реку-то. Три у ней руки. Когда она переплывала с дитем реку-то, у ней уж и третья рука была.
Шифр: колл.61, ед. хр.19, № 19; 1997 г.
М. зап.: Навашинский р-н, Спас-Седчино.
Сбр.: Волкова М.
2.
Богородица плыла по морю, с ребенком она на руках была. И чего-то ей попалось. Она говорит: “Я бы взяла, если бы у меня была третья рука”.
Шифр: колл.62, ед. хр., 7, № 16; 1998 г.
М. зап.: Сеченовский р-н, Верхнее Талызино
Информ.: Лихачева Е. И.,1925 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
3.
А вот еще было дело. Ходили как-то по деревне, собирали иконы, говорили, что церковь снова открывают. А на деле-то для себя собирали, чтоб продать. Вот собрали да и повезли через Волгу, да все и утонули вместе с иконами.
Шифр: колл.57, ед. хр.8, № 43; 1991 г.
М. зап.: Воротынский р-н, Карповка
Информ.: Сырова М. К., 1906 г. р.
Сбр.: Вершинина О., Поляшова Е.
4.
Случай был у одной женщины. У них уже сейчас нет никого, все уже умерли. У них из дома просто ушли иконы. Никто не взял, никто ничто - ушли иконы из дома. Его запирали все время на замок. Не то они не веровали ему [Богу - Ю. Ш.], а ушли и все.
Шифр: колл.61, ед. хр.1, № 5ж, 1997 г.
М. зап.: Бутурлинский р.-н, Марьино
Информ.: Рвалова П. И., 1906 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
5.
Здесь, рядом с деревней, на том берегу реки был монастырь. Церковь перевозили из монастыря в Богоявление по указу Петра Первого. Когда все образа перенесли в Богоявление, Мать Пресвятая Богородица не пошла. Перенесут ее, а она опять возвращается ночью. Вот поп и стал караулить ее, попа и скорчило. Так и оставили Богородицу здесь и поставили на этом месте часовню.
Шифр: колл.39, ед. хр. 8, № 82; 1977 г.
М. зап.: Семеновский р-н, Бараниха
Информ.: Караванцев Р. Ф., 1911 г. р.
Сбр.: Иванова Е., Резанова Н.
6.
В деревне Пустынь была церковь. Люди считали, что она расположена не на самом удачном месте и решили перенести ее на другое место. После этого несколько человек встретили икону Успенской Божьей Матери, покровительницы пустыньской церкви, кто на болоте, кто на лугах, кто в лесах. После этих случаев на сходе решили церковь оставить на прежнем месте. С тех пор икона больше не появлялась.
Шифр: колл.60, ед. хр. 7, № 6; 1996 г.р.
М. зап.: Навашинский р-н, Левино
Информ.: Сенина А. И., 1927 г. р.
Сбр.: Пчелина И., Шустова Е.
7.
Церковь в Крутце славилась чудотворной иконой Троеручицей. Она явилась в колодце кому-то из крутецких. Эту икону принесли в крутецкую часовню, а духовенство было недовольно, так как ей место было в церкви. И решили ее перенести в Яковлево - там церковь было. Так было сделано, но на следующий день она исчезла и явилась в Крутце. После этого еще два раза ее переносили, но икона вновь показывалась в этой часовне.
Шифр: колл.61, ед. хр.1, № 223; 1997 г.
М. зап.: Бутурлинский р-н, Крутец
Информ.: Увяткина М. П., 1914 г. р.
Сбр.: СкочигоровоаМ.
8.
У нас вот в Корниловке тут явленно Божией Матери. Матушка Прасковея-помученница тут была. Там часовенка. Она явилась в Преображении своем. Унесут, унесут, а она опять. Вот в это место священников привозили, говорят. Помолебствовали, и - часовенка: теперь каждый год там бывают Богослужения, молятся Богу. На девятой пятнице после Пасхи молебен там, и все берут воду святую.
Шифр: колл.61, ед. хр.19, № 47; 1997 г.
М. зап.: Навашинский р-н, Спас-Седчино
Информ.: Малышева М. П., 1910 г. р.
Сбр.: Волкова М.
9.
В деревне Сельцо на горе появилась икона. Ее отнесли в Николо-Погостинскую церковь, а она опять на горе появилась. Ее опять отнесли. Так было три раза. Тогда на этом месте поставили часовню. Это была икона Спаса и поэтому деревню прозвали Сельцом Спасским.
Шифр: колл.51, ед. хр.9, № 55; 1987 г
.М. зап.: Сосновский р-н, Рожок
Информ.: Лобанова Н. Ф., 1926 г. р.
Сбр.: Новаторова С., Якутина А.
80.
Церковь хотели делать на этой стороне реки, даже яма была приготовлена. А пришли утром - а иконы-то Божьей Матери и нет тут, где оставляли, на том месте. Что такое? Кто взял? Один пошел плотник на ту сторону за реку. А икона на той стороне образовалась. И стали на той стороне церковь строить. Вот и говорят, что она чудотворная. Сила какая-то божья перенесла ее. Непомыслимо ей было на этом месте.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 3, № 199; 1998 г.
М. зап.: Ковернинский р-н, Высоково
Информ.: Лебедева З. Н., 1920 г. р.
Сбр.: Шляева Н.
81.
На Успенье берут из храма икону Спасителя Иисуса Христа и ставят ее на Свято Озеро. Люди молятся на озеро, обязательно купаются в нем. После свершения службы надо нести образ в храм. Подходят люди к иконе, берут ее в руки, пытаются сдвинуть с места, а она не дается. Как бы ни пытались взять ее, а она стоит и с места не трогается. Тогда батюшка обращается к женщинам: “Женщины, кто понедельницы, идите сюда, помогите нам”. Подошли мужчина и женщина, зашли в воду, взяли образ и понесли его в храм.
Шифр: колл.60, ед. хр.7, № 4; 1996 г.
М. зап.: Навашинский р-н, Левино
Информ.: Сенина А. И., 1927 г. р
Сбр.: Шустова Е.
82.
У меня сноха лежала в больнице, и с ней лежала женщина из Оранки. Она и рассказывала. Вот Владычицу [икону Богоматери - Ю. Ш.] носили в Ворсму, там был монастырь, там и сейчас церковь Бориса-Глеба. И вот пошли нести эту икону. Несли-несли и что такое: женщины встали с этой иконой. Потом подошли другие две пары. А тут с ними староста, он и говорит: “Это кто-нибудь из этих женщин не стоит нести эту икону”. Сняли их, другие пошли, и отколь ни взялся - ни облачка не было никакого! - дождь пошел. Это, говорят, дождик омывает: иконе не пройти.
Шифр: колл. 61, ед. хр.11, №142; 1997 г.
М. зап.: Павловский р-н, Лаптево
Информ.: демидова Е. М., 1916 г. р.
Сбр. Шеваренкова Ю.
83.
Я сейчас с женщиной из Аламасова ехала. К ним туда приезжают прикладываться к иконе. Когда Саров разломали, они там икону взяли и привезли до Аламасова на лошади. Дальше хотели в Темниково ехать через Теньгушево, а лошадь встала и не идет. Уперлась задом и ни в какую. Запрягли двух лошадей, эту выпрягли. И те не пошли. Еще трех запрягли. И те не пошли.
Как не пошли, так сняли. “Теперь, - говорят, - не отдадим икону”. Тихнинская. Она очень большая. Икона там осталась, в доме. И при этом доме живет больная. Она этим домом заведует. И недавно из Дивеева приехали трое здоровых мужиков на машине: отдайте нам эту икону в девичий монастырь. А эта вышла и говорит: “Если мы вам эту икону отдадим, то нас Господь накажет. И вы возьмете эту икону - и вас накажет”. И не отдали.Шифр: колл. 62, ед. хр. 11, № 80; 1998 г.
М. зап.: Дивеевский р-н, Дивеево
Информ.: Вилкова П. И., 1938 г. р.
Сбр.: Шеваренкова Ю., Куделка А.
84.
Высоковский монастырь тогда работал, и там икона чудотворная Казанская была. На праздники на престольные ее могли носить, и носили с почетом в другую деревню или поселок. И в этот монастырь пришли из Каменного люди и стали просить: “ Дайте нам эту икону чудотворную на престольный праздник, будем по домам носить, будем молиться мы ей”. И они, значит, несли ее. И вот они Высоково прошли, Пичугино прошли и стали подниматься в гору. И уронили икону. И она, эта икона, сделалась неподъемной тяжести. А монах сопровождал из монастыря. Они икону поднимали, поднимали, 10 человек-то. А она сделалась как несколько тонн, как вросла в землю. Монах говорит: “Вот что, православные! Несите икону назад, в монастырь, она с вами идти не хочет”. Как сказал так-то, так она сделалась, как перышко. Подняли, понесли назад.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 3, № 17; 1998 г.
М. зап.: Бутурлинский р-н, Инкино
Информ.: Шляева Л. Ф., 1928 г. р.
Сбр.: Шляева Н.
85.
В Сковолодях был пристрой за магазином. Церкви не было, там собрали иконы. И ходили люди молились туда. В один день тот пристрой ограбили, забрали, что поценней. И ужасно все жалели Казанскую икону-то. А когда стали копать картошку, оказалось, эта икона лежит в борозде. Почему они самую ценную икону бросили? Говорят, она у них не пошла, не могли утащить.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 3, № 18; 1998 г.
М. зап.: Бутурлинский р-н, Инкино
Информ.: Шляева Л. Ф., 1928 г. р.
Сбр.: Шляева Н.
86.
Мужчина из Сеченова рассказывал. Был у них праздник как-то Славуща, а у них родник находился около Свинухи. Говорит, были мы маленькие ребятишки. Мы, говорит, лошадей пасли на ночь. А нам сказали: “Робятишки, как только солнышко маленечко поднимется, взойдет - так и уезжайте, потому что крестный ход пойдет. Из церкви пойдет на родник”. А у нас, говорит, старшой был хулиган. Он взял в этой часовне оправился по-тяжелому, измазал все иконы этим дерьмом. И что получилось? Лошади никак не идут. Вот, говорит, как приросли. Мы, говорит, их и ногами пинам, кнутом
, говорит, хлыщем. Дрожат только все, но никак с места не сходят. Мы, говорит, перепугались. Давай плакать. Он говорит [cтарший - Ю. Ш.]: “Слазийте, давайте фуражками таскать воду, мыть эти иконы. Вымыли эти иконы, все чисто сделали. Лошади, говорит, сами побегли. День был солнечный - безоблачный, да с крестным ходом-то пошли. Едем, говорит, а нам навстречу крестный ход из церкви на этот родник. Пришли с крестным ходом, пришли обратно в церковь, там иконы поставили, и идет маленькое облачко от вашего Талызина. И этого самого хулигана, чьей семьи-то он был, в дом. Все идет, идет, идет, все разрастается. Ударила, говорит, из этого облачка молния в этот дом, где этот хулиган живет, ударил гром. Какой пошел дождь, что в Сеченове у двора какие были дрова - все в Свинуху утащило. А этот дом сгорел от молнии - даже, говорит, щепки на самовар не осталось. Они уехали в Шумерлю, и что дальше? А нанялся он пасти стадо, и его змей удушил, иссосал всего, и нашли только лапти и скелет.Шифр: колл. 62, ед. хр.7, № 34;
М. зап.: Сеченовский р-н, Верхнее Талызино.
Информ.: Спичков М. В.,1927 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
87.
Однажды по соседству был большой пожар, и ветер дул в сторону моего дома. Пожар грозил перекинуться на мой двор. Тогда мы вынесли икону Неопалимой Купины, помолились, и пожар ушел под гору.
Шифр: колл. 61, ед. хр.1, № 35; 1997 г.
М. зап.: Бутурлинский р-н, Марьино.
Информ.: Кашина М. И., 1923 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
88.
“Николай Угодник” нам помог. В пятницу перед Вознесением соседи у нас загорелись. Все боялись, что огонь на нас перехлестнется. Когда уж все перестало гореть, заметили, что в комнате в правом углу, то есть с той стороны, где горели соседи, стоит икона Николая Угодника. Она у нас всегда стояла под образами. Кто поставил [в другое место -
Ю. Ш.] - не знаю, но огонь на наш дом не перешел.Шифр: колл. 61, ед. хр. 29, № 204; 1997 г.
М. зап.: Павловский р-н, Нову
Информ.: Гаврилова Т. В., 1902 г. р.
Сбр.: Куделка А.
89.
Загорелся соседний дом, огонь начал быстро распространяться. Собрали народ, ходили вокруг дома с иконами, носили Пресвятую Богородицу, молились. Ходили обязательно на восток. Пожар прекратился.
Шифр: колл. 61, ед. хр. 32, № 41; 1997 г.
М. зап.: Кулебакский р-н, Теплово
90.
Вот я в церкви слышала: в Боголюбимове есть икона Богородицы. И когда служба идет, из нее прям слезы как текут.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 11, № 38; 1998 г.
М. зап.: Дивеевский р-н, Дивеево.
Сбр.: Шеваренкова Ю., Куделка А.
91.
Есть у нас святой родник. Сюда на праздники со всех окрестностей идут за святой водой, даже их Москвы на машинах приезжают, чтобы набрать этой водицы. О том, что он святой, узнали давно - лет триста назад. Приснилось одному мальчику, что он к роднику пошел и увидел в воде икону Божьей Матери. Рассказал сон. Все заинтересовались, решили проверить. И точно: как только подошли к роднику и наклонились, увидели в нем икону. После этого все к роднику ходить стали.
Шифр: колл. 44, ед. хр. 8, № 107; 1981 г.
М. зап.: Починковский р-н, Сырятино
Информ.: Прохотева А. С., 1909 г. р.
Сбр.: Ерохина С., Кузнецова Н.
92.
Я была девчонкой. Явился как-то Спаситель. Там Большая Тарка и малая Тарка, и Абабково [деревни Павловского района - Ю. Ш.]. Там гора, и глупенькому наснился сон. Спаситель говорит ему: “Пойди, возьми меня!”. Они пошли. Шли, шли и дошли. Спаситель глупенькому не дался. Пришли домой. Ночью опять сон: “Возьми полотенце нестирано и скатерть нестирану”. Опять пошли. Ушли на ключ и скатерть взяли со стола. И Спаситель ему дался, и глупый его принес в церковь. Взял глупый образ - большую
икону. И у нас в Тарке в церкви сделали икону в рамке широкой. Образ там и оставили. На ключе, где Спаситель явился, сделали часовенку, как церкву, и туда все, и павловские, молиться ходили. А наши таркские старушки нанесли туда иконы и молились там.Шифр: колл. 61, ед. хр. 10, № 81; 1997 г.
М. зап.: Павловский р-н, Козловка
Информ.: Коновалова А. И., 1916 г. р.
Сбр.: Головина В., Грачева О.
93.
Как-то раз старый пастух с подпаском пасли коров около Больших Кемар [деревня в Перевозском районе - Ю. Ш.]. Захотелось мальчику пить, а недалеко колодец стоял. Он к нему. Стал воду черпать, смотрит, а по воде икона плавает, небольшая такая. Мальчик хотел ее достать, а она вниз ушла. Он напился, отошел и забыл об иконе. Потом спит ночью, и снится ему сон. Будто сама Божья Матерь, которая на этой иконе была изображена, к нему обращается. И сказала она ему, чтобы он собрал народ, попросил мать позвать священника, и чтоб шли они все к тому колодцу и вынули икону. Не обратил мальчик внимания на этот сон, но приснился он еще два раза. Тогда мальчик рассказал матери, и все сделали, как Богородица сказала. Пошли они к колодцу, ударили в колокол, поп отслужил молебен у этого колодца, и мальчик из него достал икону. Случилось это 9 июня. На этом месте церковь поставили, посреди церкви - колодец. И с тех пор отмечают этот день в Больших Кемарах как престольный праздник. Устраиваются там ярмарки, службу над колодцем до сих пор служат, а жители нашего села ходят туда.
Шифр: колл.47, ед. хр.3, № 126; 1984 г.
М. зап.: Перевозский р-н, Поляна
Информ.: Бечкова О. Е., 1904 г. р.
Сбр.: Пиманова О., Понякова Е.
94.
У нас в деревне девчонка была, попала под поезд в 17 лет, и ноги ей отрезало. Раз спит девушка и во сне видит Казанскую Божью Матерь. Она говорит: “Иди за двор, ищи мою икону и молись мне”. Девушка с утра рассказала матери, пошла на костылях, но ничего не нашла. Мать тоже не нашла. Следующую ночь тоже видит сон. Казанская говорит: “Ищи опять, найдешь! И никого не посылай, сама ищи”. И она пошла, искала и нашла. И поставили ее
на церковь, и она обновилась: сияние вокруг иконы было.Шифр: колл. 62, ед. хр.3. № 246; 1998 г.
М. зап.: Ковернинский р-н, Высоково
Информ.: Кудряшова М. Н., 1936 г. р.
Сбр.: Воронина Н., Демина А., Шевяков Е.
95.
Одной старушке в селе приснился сон, в котором она увидела плывущую к ней по воде икону. Она встала утром и пошла к реке. К ней подплыла Успенская явленная икона, которую отвезли в церковь села Селены. Прошло время. Считалось, что икона помогает при засухе, от дождей. Но однажды один культурник [работник клуба - Ю. Ш.] разрубил икону пополам. Половинки составили и трещина пропала, а культурника в тот же день раздавило поездом.
Шифр: колл. 51, ед. хр.7, № 37; 1987 г.
М. зап.: Сосновский р-н, Марфино
Информ.: Маницын И. И., 1907 г. р.
Сбр.: Резонтов А., Фортунатов А.
96.
Одной женщине во сне было явление: голос сказал ей, чтоб она пошла в определенное место одна и там копала. Женщина позвала с собой товарку, но они ничего не нашли. На следующий раз ей опять приснился сон: иди одна и копай там. Она пошла одна и нашла икону. А в Рожке [деревня, где живет рассказчица - Ю. Ш.] нет достойных людей, кому бы могла явиться икона, и поэтому в селе нет явленной иконы.
Шифр: колл. 50, ед. хр.7, № 138; 1986 г.
М. зап.: Городецкий р-н, Первомайка
Информ.: Федосеева А. Г., 1930 г. р.
Сбр.: Белова Л., Казакова Е.
97.
В деревне Учмайдан есть родник Студеный. В воде этого родника было явление иконы Божьей Матери. С тех пор этот родник считается святым, вода в нем считается священной - ее пьют, лечатся. К Студеному каждый день ходят люди.
Шифр: колл. 48, ед. хр. 149, № 10.
М. зап.: Починковский р-н, Учуево-Майдан
Информ.: Кузнецовой Е. А., 67 лет.
Сбр.: Старостина Т., Хачикова И.
98.
Вот родник у нас святой есть. Ходили туда старушки: собираются, молятся. Он святой. Пастухи увидали икону святых Петра и Павла, и начали кнутом хлыстать. И у Павла вот тут [показывает на щеку - Ю. Ш.] было разрезано.
Шифр: колл. 61, ед. хр.5, № 57; 1997 г.
М. зап.: Бутурлинский р-н, Кочуново
Информ.: Зуйкова А. И. 1927 г. р.
Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.
99.
На Гремячем кладбище у нас был колодчик. И вот в Девяты [девятый четверг после Троицы - Ю. Ш.] в этом колодчике одна старушка икону Богоматери нашла. Это Матерь Божья к нам пожаловала. Это у нас престол - Девяты. Икона эта, Кемарская Богоматерь, теперь в каком-то музее хранится.
Шифр: колл. 47, ед. хр.2, № 421; 1984 г.
М. зап.: Перевозский р-н, Большие Кемары
Информ.: Мальцева А. Д. 1904 г. р.
Сбр.: Зубкова И., Стутницка О.
100.
В Болтинке икона явилась в колодце. “Боголюбима”. Вот придут, придут на Боголюбиму-ту в Болтинку. Видно-то люди, которые угодны Богу, видят ее, говорят: “Вон Боголюбима-то, вот она!”. Боголюбима-то 1 июля. Царица Боголюбимая Божия Матерь.
Шифр: колл. 59, ед. хр. 7, № 151; 1996 г.
М. зап.: Сеченовский р-н, Ратово
Информ.: Горбунова Н. А., 1914 г. р.
Сбр.: Корепова К. Е., Скочигорова М.
101.
Внизу колодцы были никудышные, а там родник в горе. И вот такой маленький родничок выбивало и выбивало. И вот кто-то пришел и икона там. Ее взяли, а тама написано: Боголюбимая. Взяли ее, отвезли в Казань. Утром пришли, а она опять там. И стали родник копать, огородили его, большой сделали.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 8, №1; 1998 г.
М. зап.: Сеченовский р-н, Болтинка
Информ.: Володина А. П. , 1923 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
102.
У меня мать ходила в Инкино, там кому-то явилась в колодце Владимирска [икона Божьей Матери - Ю. Ш.]. Не вся она явилась-то, а вот рука. А сама-то, как рыбина, в колодце плескалась.
Шифр: колл.61, ед. хр.4, № 114; 1997 г.
М. зап.: Бутурлинский р-н, Мокса
Информ.: Пряхина Е. В., 1914 г. р.
Сбр.: Бугрова Н., Захарова М., Шляева Н.
103.
В первой четверти 19 века к святому источнику [...] была переселена деревня Корниловка, и в ней у святого источника явилась чудотворная икона Параскевы-Пятницы. Ее перенесли в дедовскую церковь, но она вновь явилась на прежнем месте. Множество народа стекалось на поклонение ей, было множество исцелений. Неизвестно, сколько времени сие продолжалось, но однажды икона исчезла. Спустя некоторое время икона вновь явилась на прежнем месте. После выяснилось, что икона была украдена крестьянином соседнего села, за что у него отсохли руки. На месте обретения иконы, у Святого источника, крестьяне поставили деревянную часовню, в которой поместили копию Чудотворной [...]
Шифр: колл. 61, ед. хр. 18, № 154; 1997 г.
М. зап.: Навашинский р-н, Коробково.
Сбр.: Епанчин М.
104.
Явилась икона Десятой Пятницы. Где явилась, там и построили колодец и часовню. Деревенский поп икону эту куда-то продал. Немного спустя попа всего искорежило и изогнуло, и из него начал бес кричать. Икона же опять пришла.
Шифр: колл.61, ед. хр.31, № 19; 1997 г.
М. зап.: Лысковский р-н, Великовское.
Сбр.: Гончуков А., Малкин Е.
105.
У нас тут из-под земли икона вышла в Корниловке. И тут сделали колодезь и его огородили. Туды ходят каждый год на Благовещенье: окачиваются, которы больны.
Шифр: колл. 61, ед. хр. 21, № 83; 1997 г.
М. зап.: Навашинский р-н, Ефаново
Информ.;ШевцовА К. С., 1915 г. р.
Сбр.: Баталина К., Григорьева Н.
106.
Чей мужчина через дол ходил: здешний ли, сарбасский? Шел дорогой в сторону и увидал: кучка землички и мокро. Подошел: это что такое, постой, я посмотрю. Он подошел, а там икона Вознесения зарыта. Она появилась из земли.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 7, № 191; 1998 г.
М. зап.: Сеченовский р-н, Верхнее Талызино
Информ.: Лихачева Е. И., 1925 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
107.
Он появился знаешь где - в поле. Услышали, что поднялась земличка, стали копать: иконка Вознесенья. Эту иконку принесли в церкву, принесли и образовался у нас тут в овражке родник.
Шифр: колл. 62, ед. хр. 7, №190; 1998 г.
М. зап.: Сеченовский р-н, Верхнее Талызино
Информ.: Лихачева Е. И., 1925 г. р.
Сбр.: Скочигорова М.
108.
В царствование Михаила Федоровича жил в окрестностях Оранок помещик Петр Глядков. Однажды во сне ему явился образ Богородицы, которая повелела ему построить храм Богородицы и указала место. Проснувшись, помещик пошел искать это место и неожиданно впереди себя увидел огненный столп, исходящий с неба на землю. Когда помещик подошел к этому месту, он увидел, это и была та гора, которая была ему указана во сне. Гора называлась Славянской. Внизу было Орано-поле. Петр Глядков написал о случившемся царю, и тот повелел на этом месте построить монастырь. Однажды утром захотевший попить воды Гладков подошел к роднику, он обнаружил лежащую икону Богоматери, которая вся светилась чудесным светом. Помещик отнес икону домой, но на утро в доме иконы не оказалось. Нашли ее опять у родника. И тогда люди догадались, что монастырь надо строить именно тут.
Шифр: колл.35, ед. хр. 9, № 27.
109.
Тогдашний барин охотился в своем лесу и вдруг увидел свет, струившийся с верхушки сосны. Он стал смотреть и свет начал спускаться ниже и ниже. Смотрит барин, а это икона Владимирской Богоматери. Взял ее барин и принес домой. А ночью приснился ему сон, что говорит ему Господь: “Оснуй в этом месте монастырь и назови его Оранки”. Он так и сделал. Основал монастырь, в котором жили православные монахи. Икона хранилась в этом монастыре. С православными монахами враждовали язычники из многочисленных народов Поволжья, которых называли мордва. Однажды они сожгли монастырь. Он выгорел дотла, а икона осталась. Мордва же стала слепнуть, и бабушка моя слепая.
Шифр: колл. 49, ед. хр.4, № 122; 1985 г.
М. зап.: Богородский р-н, Шапкино
Информ.: Лопатникова А. А. 1911 г. р.
Сбр.: Жукова Г., Понявина С.
110.
Когда-то давно, веке в шестнадцатом, была моровая язва. Говорили, что Оранская чудотворная икона излечила от чумы. Одна старушка говорила, что сама видела, как полетела черная туча за Волгу. Тогда и было принято решение носить из Нижнего Новгорода икону каждый год. Владимирская Божья Матерь изображена на иконе с поднятыми руками. Женская сторона считалась левой, а мужская - правой.
Шифр: колл. 49, ед. хр.4, № 271; 1985 г.
М. зап.: Богородский р-н, Шапкино
Информ.: Лопатникова А. А. 1911 г. р.
Сбр.: Жукова Г., Понявина С.
111.
Рано утром старичок, житель Оранок, пошел за водой к колодцу. А вода-то в колодце холодная-холодная, и по ней икона Владимирской Божьей Матери плавает. Откуда она взялась, не известно. Вынули икону и поставили в Оранковский монастырь. Сняли с нее списки и ходили потом с ним крестным ходом в Павлово и Арзамас. А икона так и осталась в Оранковском монастыре.
Шифр: Колл. 49, ед. хр. 2, № 68; 1985 г.
М. зап.: Богородского р-н, Хвощевка
Информ.: Лобанова Н. А. 1907 г. р.
Сбр.: Букарева Ю., Калмыкова Т.