Определения (ключевые термины)

Инновация – применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов, услуг.

Понятие треугольник знаний отражает взаимодействие между образованием, научными исследованиями и инновациями, в совокупности являющимися основной движущей силой экономики, основанной на знаниях.

Трансфер знаний – это организационные системы и процессы, посредством которых знания, включая технологии, опыт и навыки, передаются от одной стороны к другой, приводя к инновациям в экономике и социальной сфере.

Трансфер технологий – компонент процесса трансфера знаний, обеспечивающий перенос новых технологий от создателей к пользователям.

В настоящем документе под интеллектуальной собственностью понимаются права на любые результаты интеллектуальной деятельности в независимости от их охраноспособности в соответствии с международным или российским правом, включая, но не ограничиваясь, права относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, звукозаписи, радио и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, программам для электронных вычислительных машин, базам данных, полезным моделям, селекционным достижениям, топологиям интегральных микросхем, секретам производства (ноу-хау), защите от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Обучение на протяжении всей жизни – это система мероприятий, направленных на получение человеком образования на протяжении всей жизни с целью повышения уровня знаний, навыков и компетенций для его личного, гражданского, социального развития и/или реализации перспектив трудоустройства.

Инновационный университет – университет, опирающийся в своём развитии на концепцию треугольника знаний, ключевой задачей которого является развитие инновационной деятельности наравне с образовательной и научно-исследовательской работой.

Предпосылки

Ведущие мировые государства, включая Россию, приняли в качестве приоритета формирование глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях.

Миссия Нижегородского государственного университета (ННГУ) опирается на концепцию треугольника знаний и нацелена на сохранение и укрепление роли ННГУ как одного из ведущих институтов российского высшего образования, осуществляющего основанную на научных исследованиях подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести эффективный вклад в прогрессивное развитие России; участвующего в развитии фундаментальной и прикладной науки как основ высокого качества образования и источников новых знаний и технологий для эффективного решения социальных и экономических проблем современного общества, развития общеуниверситетской культуры трансфера знаний и технологий.

К настоящему времени в ННГУ сформированы необходимые институциональные предпосылки для создания системы трансфера знаний.

ННГУ является одним из ведущих классических университетов России, осуществляющим широкий спектр фундаментальных и прикладных научных исследований. В 2006 году ННГУ получил право на выполнение инновационной образовательной программы по приоритетному национальному проекту «Образование». В 2009 году ННГУ присвоена категория «национальный исследовательский университет». В университете создана система обучения на протяжении всей жизни. Развивается инфраструктура поддержки трансфера знаний, включающая систему взаимодействия с внешними предприятиями, организациями и научными учреждениями.

Существующая в ННГУ организационная структура трансфера знаний включает: научно-исследовательскую часть, учебно-научные и инновационные комплексы, научно-образовательные центры, инновационно-технологический центр, центр дополнительного профессионального образования, кафедру трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере, центр сетевой интеграции с внешними предприятиями, научно-методический центр трансфера знаний, региональный центр по международному научно-техническому сотрудничеству, центр содействия трудоустройству выпускников.

Цель стратегии

Эффективное устойчивое развитие ННГУ как инновационного университета, содействующего социальному, экономическому и культурному развитию Нижегородской области, Приволжского федерального округа и России, в условиях глобального общества, основанного на знаниях.

Задача стратегии

Создание системы и культуры трансфера знаний, внедрение эффективных механизмов управления взаимодействием между университетом и внешними заказчиками, а также формирование команды квалифицированных специалистов в сфере трансфера знаний для успешного социально-экономического развития университета.

Сроки реализации

Стратегия рассчитана на срок до 2020 года.

Ожидаемые результаты

  • Высокое качество наукоёмкой продукции, образовательных и научно-технических услуг и расширение их ассортимента.
  • Увеличение числа и объемов финансирования договоров с внешними заказчиками на исследования и разработки.
  • Увеличение дохода от образовательных программ, реализующих задачи трансфера знаний.
  • Увеличение дохода от трансфера технологий.
  • Увеличение числа партнерств по осуществлению трансфера знаний с предприятиями, организациями, органами власти.
  • Создание в университете комплексной системы поддержки и защиты прав интеллектуальной собственности, включая результаты научного и педагогического труда.

Основные мероприятия

  • Осуществление мониторинга социально-экономического запроса на региональном, государственном и международном уровнях с целью выявления перспективных направлений применения инновационного потенциала университета.
  • Выявление и поддержка перспективных для коммерциализации областей деятельности научно-педагогических коллективов ННГУ.
  • Разработка и реализация специализированных программ повышения квалификации для населения и на основе договоров с предприятиями, организациями, государственными и общественными органами, учебными заведениями.
  • Развитие культуры и навыков трансфера знаний у научно-педагогических работников и административного персонала ННГУ.
  • Создание системы стимулирования сотрудников и научно-педагогических коллективов ННГУ, поощряющей их деятельность по развитию трансфера знаний.
  • Развитие в ННГУ международной составляющей трансфера знаний.
  • Оптимизация организационной структуры трансфера знаний в ННГУ.

Индикаторы выполнения

В ННГУ будет создана система мониторинга и оценки результатов трансфера знаний. К ключевым индикаторам оценки эффективности трансфера знаний в ННГУ относятся:

  • объем финансовых средств, полученных от деятельности по трансферу знаний;
  • количество заключенных договоров на проведение исследований и разработок;
  • число зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности (патентов, секретов производства, охраняемых в режиме коммерческой тайны, программных продуктов и т.п.);
  • количество заключенных лицензионных соглашений;
  • число созданных университетом малых инновационных предприятий, а также объем привлеченных инвестиций для их деятельности;
  • количество сотрудников университета, повысивших квалификацию в области трансфера знаний;
  • число слушателей программ дополнительного профессионального образования, реализующихся в университете в рамках договоров с внешними заказчиками;
  • количество информационных мероприятий по трансферу знаний, проведенных университетом.