Материал «Аиф-НН»
Как просчитать социальный конфликт и возможен ли мир во всем мире? Об этом «АиФ-НН» беседует с руководителем научно-исследовательской лаборатории моделирования социальных и политических процессов Института международных отношений и мировой истории ННГУ имени Н. И. Лобачевского, кандидатом политических наук Александром Петуховым.
Злата Медушевская, «Аиф-НН»: Вы по образованию радиофизик. Почему научные интересы однажды сместились в сторону гуманитарных наук?
- У меня всегда был интерес к информационным процессам. Только на радиофаке речь шла о машинах, а сейчас я изучаю передачу информации от человека к человеку.
И потом, не надо забывать, что социология, политология - науки мультидисциплинарные. Чтобы добиться успеха в их изучении, надо знать математику, физику, биологию, психологию.
- Чем сегодня занимается лаборатория, которой вы руководите?
- Одна из актуальных тем - воздействие информации, прежде всего интернет-среды, на человека. Какие из-за этого происходят искажения когнитивных установок - проще говоря, призмы, через которую мы познаём мир?
Изучаем мы эту тему вместе с медиками, психофизиологами. Делаем это с помощью кардиометрии (измерения ритма работы сердца), энцефалограммы (она фиксирует электрическую активность мозга), окулометрии (измерения активности глазного яблока). Как известно, любое психоэмоциональное состояние человека отражается на его физиологии.
Недавно провели интересный эксперимент. Фиксировали, как меняются когнитивные установки у людей после просмотра телеканалов пропагандистской направленности - одного зарубежного и одного российского. Мы предлагали им до и после просмотра заполнить специально созданные анкеты.
Оказалось, что после просмотра зарубежного канала люди становятся лояльнее к консервативным ценностям, а после российского - к либеральным. Группа испытуемых состояла в основном из молодёжи - самой информационно активной аудитории. Получается, что открытая пропаганда вызывает у молодых людей в краткосрочной перспективе дух противоречия. Долгосрочную перспективу пока изучаем...
- Возможно, у молодёжи такой протест вызывает однобокая подача. В Интернете, которым молодые люди в основном пользуются для получения информации, представлены различные точки зрения.
- Доказано: в 95% случаев человек во всех источниках рассматривает только ту информацию, которая ему нравится. Есть и объективные процессы. Молодёжь, например, изначально склонна к бунту - вне зависимости от уровня жизни в стране. Есть процессы субъективные - воспитание родителей, влияние учителей в школе. И вот эта сумма факторов влияет на окончательный выбор. В Интернете, где много мнений, часто вообще действует принцип - воспринимать ту информацию, которую ты получил первой (если речь о личности с несформированными мировоззренческими позициями).
К тому же в Сети сегодня популярно воздействовать на аудиторию через лидеров мнений. Допустим, популярных блогеров собирают на форум демократических ценностей под совершенно невинным лозунгом: как увеличить количество подписчиков? Параллельно им объясняют, что здорово продвигать в аккаунтах демократические ценности и какую финансовую помощь можно получить, если будут этим заниматься. И человек, ведущий блог о кино, начинает там оценивать происходящее в стране с нужной кому-то точки зрения.
- У нас есть доступ к огромному количеству информации. Почему же всё чаще говорят, что мы от неё тупеем, а не умнеем?
- Исследования зарубежных коллег показали: объём информации в одном номере современного американского еженедельного журнала Time равен количеству информации, которую за всю жизнь получал житель сельской местности в XIX веке. Наш мозг эволюционно не приспособлен усваивать столько.
Интернет задумывали как доступ к огромному количеству данных - только познавай! А сегодня во Всемирной сети люди ищут фото котиков и смешные видео. Львиная доля фактов просто «пролетает» мимо наших когнитивных функций, хотя подсознание её впитывает.
- Как оградить себя от негативного влияния информационных потоков?
- Самое главное - почаще менять вид деятельности в течение дня. Детям, например, по 10 часов в день нельзя ни играть в компьютерные игры, ни уроки учить. Во всём нужна мера.
- Насколько я знаю, по президентскому гранту лаборатория изучала моделирование информационных процессов в сложных социально-политических системах. Объясните простыми словами, какие выводы вы сделали?
- В любых социальных науках, в том числе в конфликтологии, нет возможности экспериментировать, а прогнозировать как-то надо. Единственный выход - создать некую общую модель, которая могла бы в этом помочь. Статистические данные мы переводим в математические формулы, на основе которых создаём компьютерную программу.
- Просчитываете, во что выльется социальный конфликт?
- Сложно спрограммировать конкретный конфликт - например, сказать, дойдёт ли он до военной стадии. Есть проблемы с полнотой и достоверностью статистической информации. Здесь часто преобладают оценочные суждения.
Важен поиск неких закономерностей, с которыми протекают этно-социальные, религиозные, культурные конфликты. Скажем, есть конфликт, о котором собрана исчерпывающая информация. Можно провести аналогию с ним и достаточно точно спрогнозировать, как разовьётся похожая ситуация. Это даёт возможность управлять происходящим, не доводя до крайностей - войн, революций и т. д.
- То есть мир во всём мире возможен?
- На мой взгляд, отдельно взятая страна может жить без внутренних конфликтов. Но кто же даст? Окружающие геополитические игроки заинтересованы, чтобы противник погряз в своих проблемах, - это закон международных отношений. Свои интересы надо уметь защищать.