Они представили результаты исследований
Заведующий кафедрой зарубежной литературы профессор Татьяна Шарыпина и профессор кафедры Мария Меньщикова приняли участие в LI Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой в Санкт-Петербурге.
Первая женщина ректор, Людмила Вербицкая возглавляла alma mater 14 лет, занимала также пост декана своего родного филологического факультета. Людмила Алексеевна – автор более 300 научных и учебно-методических работ в области русского и общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка. Ее труды заложили основы нового перспективного направления языкознания – «Произносительная норма и интерференция на фонетическом уровне».
54 секции Международной филологической конференции 2023 годы во многом были обращены к кругу проблем междисциплинарных исследований. Мария. Меньщикова и Татьяна Шарыпина приняли участие в работе секции «Сцена|Текст. Спектакль как путешествие». Доклады участников секции были посвящены таким актуальным в гуманитаристике проблемам, как Digital-постановки, онлайн-трансляции, онлайн-театр и стриминговые платформы с широким репертуаром спектаклей, иммерсивный театр, пространственно не ограниченный рамками сцены, – всё это набирающие популярность феномены последних лет. С другой стороны, идея спектакля как путешествия, всеобъемлюща: гастрольная деятельность как инструмент трансляции культуры и ценностей, погружение в прошлое и в историю через инсценировку, музыкальное и декоративное оформление спектакля и многие другие аспекты. В работе секции был представлен блок докладов, посвященных театру А. Н. Островского и приуроченных к столетию со дня рождения драматурга.
Нижегородские филологи представили для обсуждения результаты исследования, выполненного при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00559 «Античный код в проблемном поле русско-немецких театральных взаимосвязей». Так выступление Татьяны Шарыпиной «Интермедиальные эксперименты в драматургических опытах Франца Фюмана 80-х гг.» было посвящено теоретической проблеме «включенности» художественного сознания в новые средства массовой коммуникации, «разгерметизации» границ искусства, когда разные виды искусства сливаются в единое неделимое художественное целое, становятся мультимедийными, комбинирующими текст, зрительный образ и звук (цветомузыкальные зрелища, видео и киноинсталляции, аудиокнига, перформанс, хэппенинг, специфические особенности радиоэфира, визуальная изобразительность кинематографа и телевидения, современная сценография). Выступление Марии Меньщиковой было посвящено рассмотрению мифа об Орфее как особого античного кода в контексте его трансформации в драматургических и театральных практиках. Исследовалась совокупность доминантных компонентов мифа об Орфее, которые подвергаются рецепции в художественном произведении и их интерпретации, созданные для музыкального театра, а также вопрос специфики национальных «версий» Орфея, например, оперы К.В. Глюка в её современном осмыслении Нижегородским театром оперы и балета.
Доклады нижегородских учёных вызвали живой отклик и конструктивную дискуссию.