Как меняется ведущий нижегородский вуз, ректор ННГУ рассказала NN.DK.RU

455654

«Нужно перезагружать наше хорошее образование и добавлять компетенции, которые востребованы работодателем, а он хочет получить не только профессионала, а специалиста с богатым спектром soft skills»

В апреле 2020 года член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, специалист в области экспериментальной и клинической онкологии и регенеративной медицины Елена Загайнова была назначена ректором Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Как меняется ведущий нижегородский вуз Елена Загайнова рассказала NN.DK.RU.

Елена Вадимовна, каким вы видите ННГУ в год его 105-летия, в год 800-летия Нижнего Новгорода? Куда вуз движется в своём развитии?

— Действительно, нашему университету 105 лет, а, значит, он хорошо сохранился и имеет отличную наследственность. У нас даже один из слоганов: «Since 1916. Science 100%». Генетика у университета замечательная! Не зря он называется Национальным исследовательским университетом. Здесь представлены все направления подготовки и научных исследований: физика, математика, IT, химия, биология, широкий спектр гуманитарных дисциплин. Мы даже готовим специалистов и проводим научные разработки в области спорта и реабилитации, так что ННГУ является образцом классического университета – единственным в регионе.

Но современные условия таковы, что необходимо постоянно стремиться вперед, успешно конкурировать с другими вузами, быть передовыми и по оснащению, и по образовательным направлениям, и по комфортным условиям для наших студентов.

ННГУ всегда был ведущим вузом города и области, но меняются ли сейчас ожидания от вуза со стороны региона и страны в целом? Какие задачи перед университетом ставятся сегодня?

— Мы с областным правительством идём в ногу, и недавно губернатор Глеб Сергеевич Никитин заявил, что руководство региона готово делать всё, чтобы принести новую славу Нижнему Новгороду. Доктрина нашего университета такая же. Мы входим во все проекты: и образовательные, и научные, которые способствуют развитию университета. Наше кредо: нам надо всё! У нас много совместных проектов с региональным правительством: это и Научно-образовательный центр, и научно-технологический центр «Квантовая долина», и вот теперь мы вместе будем строить межвузовский студенческий IT-кампус.

Какие новые задачи стоят в плане обучения?

— Нужно перезагружать наше хорошее российское образование и добавлять компетенции, которые сегодня востребованы работодателем. А работодатель нынче хочет получить не только, например, профессионального химика, но сотрудника с богатым спектром soft skills: чтобы выпускник был хорошим коммуникатором, умел работать в команде, знал английский язык, умел правильно ставить задачи и выполнять их, плюс к этому, конечно, неплохо бы иметь и цифровые компетенции. Поэтому мы должны готовить специалистов, которые имеют дополнительные навыки, позволяющие быть конкурентноспособными на рынке труда.

У нас появляются и новые специальности. Наряду с биоинформатикой, которую ввели в план обучения год назад, появляется интересное направление — киберпсихология. Это наука о взаимодействии машин и человека. Все знают о неблагоприятном влиянии компьютерных игр на молодых людей, но, например, для детей с расстройствами аутичного спектра компьютер просто необходим для эффективной коммуникации.

И, конечно, IT-направление — это мейнстрим сегодняшнего образования. Сейчас все направления: биология, физика, химия, гуманитарные науки – невозможны без анализа больших данных, искусственного интеллекта и IT-технологий.

Залог качественного выпускника вуза – это подготовленный, талантливый абитуриент. Как его получить: тщательно выбирать или готовить самостоятельно?

— Естественно, мы мечтаем о том, чтобы наши абитуриенты были высокообразованными, интеллигентными, культурными и практически готовыми студентами, но реальность такова, что из школ к нам приходят дети, которые умеют сдавать ЕГЭ.

Мы всегда уделяли внимание довузовской подготовке. У нас несколько таких направлений. Например, «Школа волшебных наук» для младших школьников или более продвинутая школа по математике, физике и химии для старших школьников.

Сейчас мы пошли дальше и выиграли большой проект по созданию Специализированного учебного научного центра (СУНЦ), который заточен на подготовку абитуриентов и является структурным подразделением нашего университета. К работе мы привлечём и школьных педагогов, и наших преподавателей, которые с учениками 10-х и 11-х классов будут делать научно-исследовательские работы. Таким образом мы готовим и будущих абитуриентов для нашего университета, и будущих исследователей для нашей страны.

Важно, что это одарённые ребята со всего ПФО, которые отбираются по результатам конкурса. Подчеркну: мы ориентируемся, в первую очередь, на детей из малых городов и сельских районов, на таких «ломоносовых». Наш СУНЦ будет готовить старшеклассников по двум направлениям: физико-математическому и химико-биологическому. С 1 сентября ребята будут жить и учиться в зелёной зоне, на базе нашего филиала в Балахне. Этот проект – часть реализации национального проекта «Наука и университеты».

Как сделать научную карьеру заманчивой для молодёжи? И может ли наука в принципе быть популярной?

— Мне всегда хочется сравнивать науку с культурой. Для зрителей, которые ходят на концерты, в театры, культура, конечно, является массовой. Но те, кто творит культуру, это всегда особые люди с редким даром и талантом.

Также и в науке. Ежегодно для четырех институтов РАН в Нижнем Новгороде необходимо 150 исследователей, ещё часть остаются в университете, но все они должны быть, действительно, звёздными, результативными учёными, которые двигают науку вперед.

Ваша личная научная работа уходит на второй план сейчас? Трудно совмещать с управлением вузом?

— Я позволила себе сделать небольшой перерыв в научной деятельности, но всё равно у меня остаются четыре аспиранта и два любимых направления: регенеративная медицина, по которой я читаю студентам лекции, и экспериментальная онкология. И по одной, и по второй линии продолжается работа. В этом году у меня вышло 25 публикаций. На работу в поле, как учёному, времени, конечно, не хватает. Но, наверное, я просто перехожу на другой уровень.

Идёт второй год вашего ректорства – этого достаточно для того, чтобы выработать правила руководства, которые являются эффективными?

— Чуть больше года назад проходило общее собрание трудового коллектива, и мы выбирали Учёный совет. Тогда мы решили рассказать коллективу о планах новой команды и дали некоторые обещания: выровнять финансовую ситуацию, запустить реализацию больших научных проектов, выстроить взаимоотношения с властями всех уровней, чтобы иметь общие программы и проекты, в том числе, и с институтами РАН.

Всё, что обещали, — выполнили. И даже больше. Появилось много крупных проектов: 100-миллионный проект по созданию искусственного интеллекта; перезапустили наш знаменитый стенд СУРА. Этот уникальный для нашей страны диагностический комплекс позволяет исследовать слои атмосферы и космическое пространство и обладает большим спектром возможностей. Кроме этого, совместно с институтами РАН мы вошли в проект по созданию научного центра мирового уровня по фотонике. Наш раздел будет посвящён биофотонике. Мне это очень близко, я медик и всю жизнь занималась этим направлением. Уверена, что университет справится. Наше участие в этом большом проекте позволит обновить и усилить нейронаучное направление Университета Лобачевского.

Лет 10 назад наш университет славился хорошими результатами в исследованиях. Сейчас мы немного сдали позиции, поэтому большой проект позволит перезапустить это направление.

В целом, минувший год был непростой, ковид добавил и добавляет сложностей, но мы справляемся и идём дальше. Как в большой науке, хорошие результаты будут видны через три года. Сейчас только первые шаги.

На ваш взгляд, что самое главное в руководстве такой структурой как Национальный исследовательский университет?

— Самое главное — это работать в команде вместе с коллективом. Коллектив у нас прославленный: много известных учёных. Я бы даже сказала, что Университет Лобачевского – это alma mater профессионалов! Важна взаимопомощь и совместное усиление тех перспективных направлений, которые уже развиваются в университете. Именно это прописано в нашей программе развития до 2030 года.