Закафедрой экономической теории и методологии Александр Золотов — о ситуации в российской экономике
Эпидемия коронавируса вылилась в неприятные экономические осложнения. Цены на нефть упали почти на 30%, потянув за собой и курс отечественной валюты. Пока паникёры сгущают краски, разбираемся, насколько серьёзными окажутся последствия.
За экономическими новостями сейчас следят даже те, кого обычно интересует лишь прогноз погоды. В понедельник, 9 марта, в считаные секунды стоимость нефти марки Brent рухнула на бирже почти на треть – до 31,43 доллара за баррель. Это падение стало рекордным с 1991 года, когда нефтяные котировки обвалились с началом войны в Персидском заливе.
Причин обвала две. Во‑первых, основной потребитель энергоресурсов Китай из-за эпидемии коронавируса переживает не лучшие времена. Во‑вторых, страны ОПЕК и другие экспортёры нефти не смогли договориться о продлении соглашения по сокращению добычи, которое истекает 1 апреля. Это значит, что чёрного золота на рынке будет в избытке и цены на него упадут.
Эти новости болезненно ударили по отечественной валюте. Утром 10 марта курс доллара взлетел сразу на 4,2 рубля – до 72,77 рубля, а евро подорожал на 5,1 рубля – до 82,6 рубля. Россияне бросились скупать валюту, что на руку спекулянтам – это только стимулирует рост курса. Экономисты предупреждают: по большому счёту скупать доллар и евро сейчас уже бессмысленно, нужно было делать это до резкого повышения.
– То, что сейчас происходит, это ценовая война. Но ценовые войны, как и все войны в принципе, рано или поздно заканчиваются мирным соглашением. Надеюсь, что Россия просчитала риски, и убытки закроются, – отметил заведующий кафедрой экономической теории и методологии ННГУ, профессор, доктор экономических наук Александр Золотов. – Первый шок прошёл, цены на нефть стабилизировались и в дальнейшем будут расти. Что касается курса валют, то подскочил он не так катастрофически, как это было в 2014 году, и уж, конечно, нечего и сравнивать с 90‑ми. Поэтому да, всё это неприятно, но мы это, безусловно, переживём.
По оценкам аналитиков, ситуация на нефтяном рынке уже начинает выравниваться – в понедельник, 10 марта, баррель нефти подрос в цене приблизительно на 7%.
В российском минфине сообщили, что в Фонде национального благосостояния (ФНБ) достаточно средств для исполнения всех обязательств государства. Этих денег хватит на 6–10 лет.
Источник: «Нижегородская правда»