Политологи из Университета Лобачевского подвели итоги уходящего года и дали прогноз на следующий

 

В последних числах декабря нижегородские политологи и социологи подвели итоги уходящего 2017 года.

В беседе приняли участие:

Михаил Рыхтик, доктор политических наук, профессор, директор Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
Михаил Казаков, доктор политических наук, профессор ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
Александр Корнилов, доктор исторических наук, профессор ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
Евгений Семенов, кандидат политических наук, доцент, директор АНИИ «Лобачевский»;
Александр Прудник, старший научный сотрудник Нижегородского института политической психологии;
Татьяна Метелкина, зампредседателя нижегородского отделения Общероссийского Народного Фронта.

 

Евгений Семенов: "Уважаемые друзья, сегодня наша последняя встреча в этом году. Предлагаю подвести итоги уходящего года, выделив, самые важные аспекты, события и обстоятельства на международном, общероссийском и региональном уровне."

Михаил Рыхтик: "Говоря о главном международном событии, я бы сказал о возвращении истории в международные отношения. Давайте посмотрим: вернулась идея «Шелкового пути» – тысячелетняя идея, идея холодной войны, хоть я не согласен с тем, чтоб этот тезис выступал в качестве характеристики современных российско-американских отношений, но, тем не менее, в повестке дня. Давайте вспомним столетие революции, Великая Отечественная война…
Парадокс заключается в том, что при общем возрастании исторической безграмотности населения, СМИ, политические лидеры, пропагандисты, комментаторы все чаще и чаще ищут аналогии в истории, пытаясь охарактеризовать современные процессы на международном уровне. Меня это настораживает, меня это пугает. Почему? Потому что это означает, что мы не понимаем, что происходит. Мы почему-то ищем объяснения явлениям и процессам, характеризующим современные явления, в прошлом. Пора давать объяснения, используя термины, категории, характеристики современные, отвечающие тем процессам, которые происходят."

Александр Корнилов: "В международном плане Россия вернулась на Ближний Восток, не знаю, окончательно ли и бесповоротно, но она вернулась. Без России уже очень тяжело решать региональные проблемы. Однако это не означает, что Россия может их решить в одиночку. Россия вынуждена учитывать позиции целого ряда глобальных и региональных игроков. Возвращение России состоялось, но это возвращение имеет свою цену, и эту цену Россия будет платить. Цена состоит в том, что России придется поддерживать этот статус какое-то определенное время, и это зависит не только от личности президента, от его политики, но еще и от целого ряда факторов.
Что касается внутрироссийских итогов, я бы подчеркнул актуализацию повестки дня – это положение российских граждан. Я думаю, это очень важный вопрос, недостаточное решение которого может привести к достаточно тяжелым последствиям для развития страны. Я надеюсь, что лица, принимающие решения, будут учитывать нарастающую волну социальных запросов. Кстати, в международных отношениях, я бы отметил, что война в Сирии и Ираке показала, что война с терроризмом не только не закончена, она приобретает новые очертания, новые формы, и она пока не имеет перспектив, и не имеет выхода к оптимистичному окончанию."

Михаил Рыхтик: "Я бы обратил внимание на актуализацию инфраструктурного фактора. Давайте посмотрим: строительство Крымского моста, реконструкция Москвы, строительство высокоскоростной магистрали.
На мой взгляд, уходящий 2017 год показал, что все те опасения, которые звучали ранее о технологическом провале, который в скором времени наступит, актуализируют эту тематику, как никогда. Количество катастроф, по крайней мере, информация об этих катастрофах увеличилась, присутствие этой информации в СМИ стало очень заметно. Если после актуализации этого инфраструктурного фактора, как это произошло в США после «Катрины», тогда они серьезно изучили, поняли, составили таблицы, графики, чтобы разобраться, как выглядит их страна с точки зрения инфраструктуры. Я думаю, что когда у нас в стране будут воровать не 70%, а 10-15% при выполнении государственных заказов, то тогда наступит качественное изменение в обновлении инфраструктуры, которое реально назрело. Это кричащая катастрофа, на мой взгляд, и дискуссии вокруг реконструкции Москвы обострили эту тему на разных уровнях."

Александр Прудник: "В этом году произошли важные рубежные события. Во-первых, надо отметить, что китайская экономика де-факто, стала первой экономикой мира, и это будет в дальнейшем определять систему отношений, в том числе и в международной системе. Затем мы должны понимать, что Россия действительно на международном уровне, особенно на Ближнем Востоке, вновь заявила себя, и это означает, что Россию ожидают тяжелые времена. Ее возвращения никто не ждал, и никто не хочет. Поэтому на Россию будет оказываться колоссальное давление. Все роли в современном мире уже распределены, и их перераспределения никто не желает, никто не хочет отказываться от своих существующих, уже занятых позиций. Значит, давление на нас будет усиливаться. В связи с этим, тревогу вызывает то, что наша нынешняя правящая элита не демонстрирует силу воли. Она готова легко уступать. В качестве примера можно привести ситуацию с олимпийской командой, шаг за шагом этот факт отстранения приобретал все более и более оскорбительный характер. После того, как им было запрещено иметь вообще какую-либо символику, даже на одежде, вообще называться российской командой, после того, как их поселили отдельно ото всех других атлетов, плюс к тому, их прикрепили даже к отдельной столовой, они будут даже отдельно питаться. Это, скажем так, демонстрация запредельного хамства, но целью являются не спортсмены, а целью была проверка того, что готова уступить правящая элита. Она продемонстрировала, что она готова уступать очень многое. Это опять плохой сигнал, нас будут за это еще сильнее давить. Связанно это и с внутренней ситуацией, и с внешней.
Наметился раскол внутри элиты. Часть элиты просто начинает спасать свои средства, вывезенные, естественно, в оффшоры за рубеж. Как некоторые говорят, чуть ли не очередь в Америке в Госдепе. Они прилетают, чтобы договориться, чтобы их не включали в будущий санкционный список. То есть задача спасения собственных приобретенных богатств является для них приоритетом. В данном случае национальные интересы отступают для них на второй, на третий план. В результате этих конфликтов мы наблюдаем ужесточение поведения по отношению друг к другу в этой элите.
Что касается нашей нижегородской тематики, то здесь у нас произошло кардинальное событие. То есть, впервые, по всей видимости, контроль над городом полностью перешел в руки областной администрации. Даже уступка и своеобразная капитуляция в данном вопросе не помогла. То, что участники предыдущей борьбы город добровольно отдали, это не защитило их от последующих неприятностей."

Михаил Казаков: "Я скажу, что этот год был достаточно знаменательный. Начиная с января и по декабрь, мы пробежали целое столетие от 1917 до 2017. И политикой малых дел перешли в другое столетие. Было 17-17, теперь 18-18. Проблемы, что того, что другого периода остались. Проблемы те же: Сирия, Афганистан, США с их непредсказуемостью и так далее. Отвечать мы тоже пока не научились, мы учимся, что показала Сирия. Внутри страны либералы называют две проблемы, не считая стагнации. Правые называют другие две проблемы: омоложение управленческих кадров и проблема преемственности. Есть подходы по этому поводу? Наверное, есть. Президент, на последней пресс-конференции, сказал: «что как он только избрался первый раз в 2000-ом, так он до сих пор думает». И я так думаю, что может быть, он что-то придумает, и дай бог, что 2018 год будет после тех придумок вспоминаться более позитивно через это столетие 1918-2018."

Татьяна Метелкина: "Мы говорим о проблемах, но нужно заметить и зарождение нового. В этом году для меня самым важным моментом стала технология блокчейна для создания криптовалют. Расцвет майнинга криптовалют, мы можем над этим смеяться, мы можем говорить, что это пирамида, но в этом есть новый тренд, который начался именно в 2017 году. Кроме того, были действительно технологические прорывы, на мой взгляд. Меня всегда именно это интересует, что привнесет какое-то новое качество в будущее. Я вижу изменение отношения у поколения от 20 до 30 к системе государственной власти, как они мыслят о том, как это перестроить на основе этого технологического прорыва. Это поколение живет в совершенно другой реальности, мы с ними не очень много разговариваем, но когда разговариваем мы не просто немного не успеваем, они для себя построили совершенно иную реальность . И для меня 2017 год, это, прежде всего то, что происходит в их головах, как они себе по-другому представили государственное устройство, существование экономики. Это только благодаря распространению технологии блокчейна. Особенно скорость внутренних технологических изменений, я вижу, что происходит с этой технологией и то, что происходит с ребятами 20-30 лет, которые завтра будут строить совершенно другую государственную систему и совершенно другую экономику."

Евгений Семенов: "Я тоже коснусь только международных и внутрироссийских аспектов. Не так давно я говорил о том, что Владимиру Путину входить в избирательную кампанию, имея в активе две серьезные проблемы – Сирию и Донбасс, сложно. Однако мы видим, что проблема Сирии отчасти закрыта. Во всяком случае, войска оттуда выводятся, и Путин поздравил российский военный контингент с окончанием операции. Это хорошо. Это внушает надежды, что и проблема российско-украинских отношений, в частности на Донбассе, может быть как-то урегулирована. Время до выборов еще есть.
Ну, а в заключение нашей сегодняшней встречи я от имени Агентства «Лобачевский» поздравляю экспертов, журналистов «Открытого Нижнего», с которыми мы сотрудничаем, и наших читателей с наступающим 2018 годом и желаю всем легкого нового года. До новых встреч!"

Источник: https://opennov.ru/news/47916-proekt-mneniya-nizhegorodskie-eksperty-nazvali-aktualnye-trendy-2017-goda