Первые результаты нового проекта

Сеспедес

В сентябре 2020 года в Университете Лобачевского стартовал новый проект «Подфак онлайн»: обучение русскому языку как иностранному и общеобразовательным предметам в дистанционном формате. При разработке программы мы задавались вопросами: «Будет ли учебный процесс интересным и эффективным? Оправдаются ли ожидания студентов?». Прошло несколько месяцев, и можно уже говорить о первых результатах работы.

В настоящее время почти 200 иностранных граждан из 35 стран мира изучают русский язык, не выходя из дома. Ежедневно они подключаются к онлайн-занятиям с преподавателем, на которых в режиме реального времени изучают русский язык, общаются с одногруппниками из разных стран, задают все интересующие их вопросы. В случае необходимости программой предусмотрена индивидуальная работа с преподавателем в форме онлайн-консультаций. При разработке электронного курса, с материалами которого студенты работают в удобное для себя время, преподаватели руководствовались принципами доступности, интерактивности, актуальности, внешней привлекательности учебных материалов.

Распространено мнение, что у дистанционной формы получения образования больше минусов, чем плюсов. К счастью, наш опыт в несколько месяцев говорит об обратном.

Уже сейчас можно с уверенностью говорить об успешности программы. Результаты первого промежуточного экзамена показали, что дистанционная форма обучения имеет право быть и даже обнаружила ряд преимуществ (конечно, при отсутствии технических проблем): студенты сконцентрированы исключительно на обучении, они избавлены от трудностей бытового характера, связанных с проживанием в общежитии, посещением магазинов, банков, медицинских учреждений и др. Все они очень стремятся приехать в Россию, поэтому осознают важность их успеха в изучении русского языка.

Мы спросили нескольких человек, что они думают по прошествии нескольких месяцев об онлайн-изучении русского языка.

Радович Николина (Сербия):

«Меня зовут Николина. Сейчас все мои занятия проходят в онлайн-режиме. Сначала я думала, что это не то, чего бы мне хотелось. Но я убедилась в обратном: мне очень нравится система онлайн-обучения в университете. В нашей группе учатся ребята из разных стран. На онлайн-занятиях мы много разговариваем и только по-русски. Задания, которые мы выполняем в офлайн-режиме, помогают нам в изучении русского языка: мы выполняем упражнения для русского произношения, читаем тексты и т.д. Вся система обучения построена так, чтобы студенты получили знания ровно так же, как и на традиционных уроках. Месяц назад я приехала в Россию, потому очень хочу и уже могу говорить только по-русски!!!».

Е Чжаосэнь (Китай):

«Я считаю, что онлайн-изучение русского языка не сильно отличается от изучения языка очно. К безусловным плюсам онлайн-обучения в Университете Лобачевского нужно отнести самостоятельную работу с материалами электронного курса в системе электронного обучения, где предусмотрена система автоматической проверки. Я выполнил и сразу могу увидеть допущенные ошибки, что позволяет мне вернуться к конкретной теме, задать все вопросы преподавателю во время ежедневных онлайн-занятий или на консультации. Ранее я уже закончил магистратуру в ННГУ, поэтому я не думал над выбором университета для продолжения изучения русского языка. Конечно, это Университет Лобачевского!».

Сеспедес Сомонте Роландо (Эквадор):

«Учиться онлайн – я думаю, что это хорошо. У нас есть очень хорошая преподавательница, которая нам много помогает. Есть только одна проблема: мы не можем общаться с русскими людьми на улице, в магазине, в банке … Но мы много учимся. В университете очень хорошая платформа для обучения, где можно отлично учить

русский язык. Мы можем выбирать различные материалы электронного курса, чтобы тренироваться в русском языке. Для меня онлайн-уроки очень похожи на обычные уроки.»

Важно, что ежедневно преподаватели вместе со студентами открывают и эффективно используют новые электронные ресурсы и инструменты в изучении русского языка. Нередко цифровая грамотность учеников превосходит наши ожидания, когда мы в качестве выполненного задания видим подготовленные ими презентации, снятые и самостоятельно смонтированные видео. Складывается общее ощущение, что все мы, преподаватели и студенты, часть масштабного движения вперед.

Сейчас отовсюду мы слышим, что мир уже не будет прежним даже после окончания пандемии, что нас ждет нечто новое. Можно с уверенностью сказать, с чем бы мы ни столкнулись в посткоронавирусной действительности, мы готовы ко всему, что касается транслирования русского языка в любую точку планеты!