Доцент радиофака ННГУ Алексей Умнов о перспективах развития систем управления 

photo5301137890341924989

Центр опережающей профессиональной подготовки, в котором акцент будет сделан на цифровизации учебного процесса, появится в Нижегородской области до конца 2020 года.

Как сообщает региональное правительство, центр создадут в рамках нацпроекта «Образование» и федерального проекта «Молодые профессионалы». Для обучения оборудуют двадцать современных мастерских на базе четырех профессиональных образовательных организаций. Одна из них – Арзамасский техникум строительства и предпринимательства.

«Мы уже получили федеральный грант для модернизации мастерских по направлениям «Информационно-коммуникационные технологии», «Строительство», «Искусство», «Дизайн» и «Сфера услуг, – говорит руководитель ресурсного центра техникума Галина Волгунова. – Планируется, что упор в проекте «Молодые профессионалы» будет сделан на связь работодателей с образовательными организациями и дистанционное обучение. Такой формат позволит часть знаний получать онлайн (например, с помощью системы электронного обучения Moodle, которой мы сейчас пользуемся), а потом приехать на практику в мастерские. Помимо Арзамасского техникума, мастерские будут созданы в Нижегородском строительном техникуме, Перевозском строительном колледже и Уренском индустриально-энергетическом техникуме».

Между тем в регионе уже действуют различные профориентационные курсы для старшеклассников общеобразовательных школ. Например, в лицее  №40 оборудована экспериментальная площадка так называемого «интернета вещей».  Фитнес-браслеты, сотовые телефоны, умные телевизоры, стиральные машинки, которые умеют подключаться к интернету и самодиагностироваться, – все это специалисты называют интернетом вещей. «Умный город» тоже относится к интернету вещей: например, радары на дорогах, остановки с массой полезной информации.

«Есть большая проблема – нехватка специалистов в сфере интернета вещей, умеющих создавать системы управления и обладающих знаниями в смежных сферах – считает научный руководитель проекта «Умный город», доцент кафедры электродинамики радиофизического факультета Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Алексей Умнов. – Необходимы программисты нового типа, программисты окружающей среды. Такие спецы должны взращиваться со школы, чем мы и занялись, создав «Умный город» – комплексную систему для организации проектного обучения школьников по теме «Интернет вещей».

Это программно-аппаратная платформа, которая позволяет объединять системы, созданные на базе «Ардуино» (типовых электронных блоков управления), во множество сложных систем. И для создания таких систем не нужно быть программистом или электронщиком - создать систему управления может даже школьник. Например, собрать блок управления умным домом (включение бытовых приборов по расписанию, голосовому управлению или датчику движения и тому подобное). Недавно нижегородские школьники уже продемонстрировали свои умения с помощью этой платформы в Артеке.

Думаем, что конструкторы интернета вещей, с помощью которых каждый сможет собрать свою систему управления, в перспективе будем поставлять на рынок, – заключил Алексей Умнов. – Будущее именно за системами, принимающими решения на основе объективных данных, а не предположений. За искусственным интеллектом, иными словами». 

Источник: «Российская газета».