Первые лица российского образования и науки обсуждают перспективы развития высшей школы

IMG 1666

6 ноября в Нижнем Новгороде на площадке ННГУ им. Н.И. Лобачевского первые лица российского образования и науки обсуждают перспективы развития высшей школы. 

В дискуссиях участвуют представители более 20 ведущих вузов России. Среди ключевых спикеров встречи: министр науки и высшего образования Валерий Фальков, президент РАН Александр Сергеев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Уникальный по масштабу и составу участников форум даёт возможность с разных сторон изучить пространство российского образования и науки. 

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков

– Очень символично, что мы сегодня здесь. Нижегородская земля всегда славилась своими университетами, своими научными учреждениями, своими учёными. И сегодня это регион, где создан первый из пяти научно-образовательных центров России. Приоритет для университетов сейчас – это увеличение исследовательского потенциала. В XXI веке вузы должны больше влиять на экономику, на технологическое развитие. В России 724 головных вуза. Вузы, ставшие исследовательскими образовательными учреждениями, способны на настоящий прорыв. Безусловно, более плотное сотрудничество вузов с Российской академией наук будет способствовать достижению общих амбициозных целей.

IMG 2056

В числе главных тем встречи: новый национальный проект  в сфере высшего образования и науки на 2021-2030 годы – «Наука и университеты»; адаптация системы образования к реальности «постковид»; интеграция вузов в инновационную экосистему регионов и многое другое.

Председатель Наблюдательного совета Университета Лобачевского, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин:

 – Нам необходимо синхронизировать Национальные проекты: городскую среду нужно стараться фокусировать вокруг университетов. И тогда привлекательность высшего образования для абитуриентов значительно вырастет... Университет – это тот социальный институт, за счёт которого можно трансформировать многие сферы жизни.

IMG 2066

Модернизация жизни современного университета в соответствии с национальными приоритетами – главная цель Программы Стратегического академического лидерства (ПСАЛ). Она строит развитие лучших вузов страны на партнёрстве с академическими институтами, бизнес-сообществом и властью. Форум «Университеты 2030» демонстрирует лучшие примеры такого партнёрства.

Президент Российской академии наук, член Наблюдательного совета ННГУ Александр Сергеев:

– Университеты, прежде всего, должны хорошо готовить кадры. Во всем мире рейтинг университета напрямую зависит от того, насколько востребованы его выпускники…  Идея консорциумов, которая вышла сейчас на первый план, позволит нам в условиях ограниченного финансирования запустить положительную динамику развития вузов. Это взаимодействие нужно очень тщательно выстраивать, чтобы каждый элемент консорциума понимал свои задачи и ценил свое участие… Престиж университетов – это выпускники. Поэтому выпускникам и ректорам надо идти навстречу друг другу.

IMG 2054

Ректор ННГУ Елена Загайнова

– У Университета Лобачевского исторически сложились прочные связи с институтами Академии наук. Мы хотим развивать это взаимодействие. У нас хороший опыт, наши студенты вовлечены в лучшие научные проекты. Мы хотим это масштабировать и создать академические лаборатории на всём пространстве университета. Наши преподаватели не могут быть только теоретиками, они должны быть вовлечены в актуальную науку. Мы, в свою очередь, полезны академическим институтам как источник кадров. У Университета Лобачевского множество выпускников, которые стали ведущими учёными и работают по всему миру. Наша цель – стать по-настоящему новым классическим университетом! 

IMG 2053

Новые программы обучения для россиян любых возрастов и профессий университеты запускают уже сегодня. Дополнительное образование, доступное каждому – одна из важнейших тем встречи. Форум даёт старт разработке дорожных карт развития непрерывного образования в университетах.

 Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов:

– Университеты вступают в новую фазу своего развития. Сфера образования становится всё более открытой, и у студентов появляется всё больше вариантов для получения знаний. Нам надо найти новую оптику, чтобы перестать бояться и увидеть новые возможности для своего развития. Несколько лет назад мы включили около 700 внешних курсов в свои образовательные программы. Студенты видят, что мы с уважением относимся к чужому знанию. Благодаря этому мы можем переломить ситуацию, когда один преподаватель читает до десяти курсов, а университет скатывается на уровень техникума. Все вузы должны стать исследовательскими, либо проектными, только так мы сможем вернуться к исходному, гумбольдовскому состоянию университета. Надо создавать сетку взаимодействия равных, не надо бояться учиться друг у друга, заимствовать лучшие практики.

IMG 1718

Значительная часть вклада вузов в образование взрослых –это просветительские курсы, бесплатные для обучающихся.

Важно понимать, что для вуза это не благотворительность. Это инвестиция в свою репутацию, а продавать какие-то программы на рынке университет может только через репутацию.

Ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау

 «В моем понимании, университет – это где не только учат, это место где есть группа учёных, которые занимаются исследованиями, потому что им это интересно. Мы все понимаем, что вокруг этого есть риски, но всегда важно, чтобы была группа людей, которая занимается научным поисками, потому что им интересно». 

«Только фундаментальное образование создаёт основу для успеха в условиях тотальной неопределённости, в которой мы живём. Фундаментальное знание – это то знание, которое не стареет», – Владимир Мау, ректор Российской  Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

IMG 1793

Форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь»проходит в смешанном офлайн и онлайн формате. Зарегистрировано более 20 тысяч онлайн-участников. 

Программный директор Форума, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов:

«Идеология Форума, с одной стороны повторяет национальные цели, которые обозначил Президент, с другой стороны – логику нацпроекта «Наука и университеты»: интеграция академической науки, университетской науки, бизнеса, также мы подключили губернаторские команды. И отдельно мы взяли такую важную тему как молодёжная политика. Задача – чтобы разные университеты научились диалогу друг с другом, с бизнесом, научились делать такие программы дополнительного образования, которые особенно нужны сейчас, в эпоху пандемии».

IMG 1790

Организаторы Российского Форума «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь»: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Правительство Нижегородской области, НИУ «Высшая школа экономики», ЭАЦ «Научно-образовательная политика», Московский международный салон образования.

Партнёры Форума: Росмолодёжь и АНО «Россия – страна возможностей».

Оператором Форума является Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 

Смотрите видеотрансляцию мероприятий Форума на онлайн-платформе и будьте в курсе главных решений в системе высшего образования в стране!