В области науки, образования, просвещения

Фонд президентских грантов опубликовал список некоммерческих организаций, победивших в конкурсе 2017 года. В их числе – свыше 20 нижегородских НКО в сфере образования, социальной реабилитации, спорта.

Три проекта, реализуемых при поддержке ННГУ, стали победителями первого конкурса Фонда президентских грантов 2017 года:

1. Кабинет-лаборатория «Физическая картина мира. Колебания и волны в опытах и экспериментах» – проект Региональной общественной организации «Нижегородский центр поддержки и развития музеев».

Проект предусматривает создание в Музее «Нижегородская радиолаборатория» ННГУ им. Н.И. Лобачевского полифункционального Кабинета-лаборатории учебно-научных демонстраций и экспериментов с целью развития исследовательских и технических компетенций детско-юношеской, молодежной аудитории. Проект приурочен к 100-летию образования Нижегородской радиолаборатории – первого в стране научно-исследовательского и производственного учреждения в области радиосвязи. В основу концепции создания Кабинета-лаборатории авторами проекта положен общий методологический подход к изучению физических законов и процессов, базирующийся на учении о колебаниях и волнах. Разрабатываемые в рамках проекта циклы экспериментов по основным разделам физики позволят детям и взрослым выявлять закономерности явлений природы, разбираться в их сути, окажутся плодотворными для самостоятельных размышлений и исследований, для формирования в сознании молодежи физической картины мира. В оборудованном необходимой оргтехникой и демонстрационными установками Кабинете-лаборатории будет организована регулярная цикловая учебно-исследовательская работа. Образовательным учреждениям будет предложено абонементное обслуживание. Кабинет-лаборатория будет активно использована в просветительской, образовательной деятельности музея, в работе с одаренными детьми, их педагогами и родителями.

2. «Музей-ВУЗ-Бизнес» – цикл исследовательских квест-экскурсий для школьников – проект Ассоциации выпускников Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Проект представляет собой цикл профессионально ориентирующих исследовательских квест-экскурсий, в процессе которых школьники посещают ряд организаций Нижегородского региона, тем или иным образом включенным в экономику знаний.

Пример такого маршрута: Музей Нижегородской радиолаборатории – Радиофизический факультет ННГУ – музей завода им. Г.И. Петровского – Телекоммуникационная компания – одна из лабораторий Института прикладной физики.

Группа школьников до 15 человек в течение 3-4 месяцев последовательно посещает все пункты экскурсионного маршрута, выполняя определенные задания. В ходе посещений со школьниками будет проведена работа, основанная на авторской методике организаторов проекта, включающая эмоциональное вовлечение и самостоятельную деятельность участников экскурсии.

По итогам каждого посещения организаторы проекта получают от школьников оперативную анонимную «эмоциональную» обратную связь, по завершении активного этапа проекта участники принимают участие в конкурсе эссе, являющихся рефлексивной обратной связью. Полученная таким двухуровневым способом обратная связь является фактически материалом для аналитического отчета, на основании которого проект будет далее развиваться и тиражироваться.

В проекте планируется участие до 100 школьников 7-8 классов образовательных учреждений Нижегородской области. Ход проекта и его результаты будут освещаться на сайте Ассоциации, в средствах массовой информации.

3. «Соавторы» – программа вовлечения родителей учащихся начальной школы в совместное с детьми научно-техническое творчество – проект Нижегородского городского фонда «Фонд содействия развитию муниципального образовательного учреждения – средняя образовательная школа №113».

Программа «Соавторы» – программа вовлечения родителей учащихся начальной школы в совместное с детьми научно-техническое творчество с целью укрепления межпоколенческих связей и повышения мотивации детей и взрослых заниматься творческой деятельностью.

Программа предусматривает серию образовательных педагогических мастер-классов для родителей–наставников, обновление оборудования мастерской Детского инженерно-технологического клуба «Кулибин», разработку и согласование регламента совместной работы детей и родителей-наставников в мастерской Детского инженерно-технологического клуба «Кулибин», реализацию детско-взрослых творческих научно-технических проектов в течение 2017–2018 учебного года и участие этих проектов в городских и региональных конкурсах и конференциях. Проект является пилотным и, в том числе, выполняет задачу отработки технологий взаимодействия родителей, детей, педагогов, органов управления системы образования и других административных органов в процессе организации и реализации детско-взрослых научно-технических проектов.