Учёные ННГУ исследовали особенности происхождения денег в современной российской экономике

ааа4а

Открывает выпуск третьего номера Финансового журнала статья профессора кафедры экономической теории и методологии Института экономики и предпринимательства, доктора экономических наук Марины Малкиной и сотрудника Центра макро- и микроэкономики ИЭП ННГУ Игоря Моисеева «Эндогенность предложения денег в российской экономике в условиях смены монетарного режима», опубликованная в рубрике «Денежно-кредитная политика».

Эндогенные деньги (от греч. endon – внутри), согласно устоявшемуся определению, – это деньги, созданные внутри экономики, как ответ на её импульсы, экономика при этом рассматривается как закрытая и автономная единица.

«В статье исследуется эндогенность денежного предложения в российской экономике в контексте изменения монетарного режима. Нами обобщены и проанализированы основные концепции современной теории эндогенных денег и описаны подходы различных авторов к изучению влияния финансовых инноваций и монетарных режимов на эндогенность денежной массы», – отмечает Марина Малкина.

В эмпирической части работы тестировалась эндогенность происхождения денежной массы в российской экономике в 2010–2018 гг. на основе тестов Грейнджера на причинность и Йохансена на коинтеграцию, а также построения моделей VAR и VECM. Для этого использовались помесячные данные показателей денежной сферы (денежный агрегат M2, денежная база, мультипликатор), банковской сферы (кредиты, депозиты, процентная ставка по кредитам) и трансакционного сектора экономики (обороты оптовой и розничной торговли).

Временные ряды разделены на два интервала: 2010–2013 гг. и 2014–2018 гг., когда произошло изменение монетарного режима (введение ключевой ставки, изменение системы рефинансирования, переход к инфляционному таргетированию и плавающему валютному курсу рубля).

«В результате исследования были получены доказательства эндогенности происхождения денежной массы в российской экономике в обоих периодах, причём подтверждение скорее нашли гипотезы структурализма и предпочтения ликвидности.

Показано, что в 2010–2013 гг. на увеличение потребности экономики в деньгах в краткосрочном периоде реагировали в основном коммерческие банки (через изменение банковского мультипликатора), а в долгосрочном – Центральный банк (через изменение денежной базы)», – продолжает Игорь Моисеев.

В 2014–2018 гг. Банк России демонстрировал уже более оперативное подстраивание предложения денег к спросу на них, что отражалось в реагировании денежной базы в краткосрочном периоде. Между тем в данном периоде также усилилась роль коммерческих банков в кредитовании экономики за счёт управления собственными ресурсами, что нашло отражение в реакции банковского мультипликатора на рост деловой активности в стране.

Всё это свидетельствовало об усилении эндогенности денежного предложения в российской экономике. Кроме пассивного приспособления учёными ННГУ был обнаружен особый активизм в денежной сфере, когда инициатива создания денег исходила не столько от монетарных властей, сколько от коммерческих банков, борющихся за рыночную долю в условиях обострения банковской конкуренции и снижения банковской маржи.