«Современные образовательные web-технологии"

На базе Арзамасского филиала ННГУ была организована и проведена международная научно-практическая конференция, посвященная одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки – теоретическому описанию основ конструирования и применения web-технологий в образовательной практике. Эти технологии получают распространение в школах, ссузах и вузах, но этот процесс носит несистематизированный, хаотичный характер, поскольку отсутствуют теоретические основы их построения и применения, мало изучен сам феномен web-технологии, его образовательные возможности и перспективы для всех участников процесса обучения различным предметам как в общеобразовательной школе, так и в сфере профессионального образования средней и высшей ступеней, а также в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Эта проблема не имеет государственных границ, к ней проявляют интерес ученые многих стран мира. В конференции в очной и заочной формах приняли участие ученые из многих стран: Беларуси, Болгарии, Вьетнама, России, Украины, Эфиопии, Республики Азербайджан, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и других (свыше 200 участников). Множество научных центров из разных городов России — Калининграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Балакова, Биробиджана, Вологды, Глазова, Казани, Кирова, Княгинина, Коряжмы, Котласа, Красноярска, Кулебак, Новосибирска, Перми, Пскова, Санкт-Петербурга, Саранска, Саратова, Севастополя, Сургута, Сыктывкара, Твери, Шуи, Ярославля и многих других (более 30 городов) – уделяют повышенное внимание к решению указанных вопросов.

Обозначенные аспекты рассматриваемой проблемы изучаются многими современными учеными (педагогами и методистами), а также практическими работниками образовательной системы (свыше 30 учителей и преподавателей стали участниками конференции), о чем свидетельствует количество присланных на конференцию материалов (свыше 110 статей) и очное количество участников (порядка 70 человек).

Среди главных направлений исследуемой проблемы были выделены следующие: теоретический анализ феномена web-технологии в современном образовании; видовое многообразие web-технологий образовательного назначения; структурная идентичность информационных ресурсов – компонентов образовательных web-технологий; конструктивные подходы к проектированию образовательных web-квестов; web-технологии в современном образовательном пространстве школьников; перспективы применения и развития web-технологий в системе профессионального образования; образовательные web-технологии в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

На пленарном заседании конференции с приветственным словом выступили: Сергей Николаевич Пяткин – доктор филологических наук, профессор, директор Арзамасского филиала ННГУ; Абдурасул Эшбекович Сатторов – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры алгебры и геометрии математического факультета Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава; Галина Александровна Кручинина – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами физического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; Светлана Юрьевна Степанова – старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования; Вера Викторовна Слакаева – методист информационно-методического кабинета управления образованием администрации Арзамасского муниципального района.

Состоялись пленарные доклады гостей конференции: Абдурасула Эшбековича Сатторова, доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры алгебры и геометрии математического факультета Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (Республика Таджикистан, г. Курган-Тюбе) по теме «Об использовании ИКТ на занятиях по геометрии»; Ольги Васильевны Виштак – доктора педагогических наук, кандидата технических наук, доцента, декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Балаковского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Балаково) по теме «Использование метода проектов при создании web-квестов по информатике; Галины Александровны Кручининой – доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры педагогики и управления образовательными системами физического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород) по теме «Дидактические возможности сайта и блога преподавателя вуза как элементов сетевых коммуникаций»; Елены Ивановны Саниной – доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин Академии социального управления (Москва) по теме «Технология web-квест как средство развития самостоятельной деятельности обучающихся»; Александра Юрьевича Федосова – доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры информатики и прикладной математики факультета информационных технологий Российского государственного социального университета (Москва) по теме «Подготовка педагогических кадров в области организации сетевого проектного обучения с использованием web-технологий»; Ивана Валентиновича Фролова – доктора педагогических наук, доцента, зав. кафедрой физико-математического образования физико-математического факультета Арзамасского филиала ННГУ (Арзамас) по теме «Web-технологии в работе центра поддержки физико-математического образования сельских школьников»; Сергея Васильевича Напалкова – кандидата педагогических наук, доцента кафедры прикладной информатики физико-математического факультета Арзамасского филиала ННГУ (Арзамас) по теме «О дидактической структуре тематических образовательных web-квестов».

На секционных заседаниях рассматривались основные аспекты использования современных web-технологий в образовательном пространстве, в частности теоретический анализ феномена web-технологии в современном образовании; видовое многообразие web-технологий образовательного назначения; структурная идентичность информационных ресурсов – компонентов образовательных web-технологий; конструктивные подходы к проектированию образовательных web-квестов; web-технологии в современном образовательном пространстве школьников; перспективы применения и развития web-технологий в системе профессионального образования; образовательные web-технологии в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. По результатам выступлений были выделены лучшие доклады на каждой из состоявшихся секций.

Указанным аспектам были посвящены не только основные научные мероприятия конференции – два пленарных и секционные заседания, но и практические, такие как:

• выездной методический семинар «Возможности web-технологий в дистанционном обучении», организованный на базе ЧОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа», включающий в себя:

– мастер-класс «Использование технологии BOYD (принеси устройство с собой) на уроках в школе» от учителя высшей категории, учителя математики и ИВТ МБОУ «Школа № 174» Н. Новгорода Ольги Викторовны Королевой;

– мастер-класс «Интернет-проект как форма деятельности учащихся в телекоммуникационной среде» от старшего преподавателя кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования Светланы Юрьевны Степановой;

• мастер-класс «Использование web-сред в обучении математике одаренных школьников» от кандидата педагогических наук, доцента, профессора РАЕ, доцента кафедры алгебры и математического анализа института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета Марины Владимировны Тарановой;

• мастер-класс «Организация совместной деятельности обучающихся на уроках математики в виртуальных образовательных средах» от кандидата педагогических наук доцента кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования Елены Ираджевны Пономаревой;

• педагогическая мастерская «Возможности проектирования и применения тематических образовательных web-квестов» от кандидата педагогических наук доцента кафедры прикладной информатики физико-математического факультета Арзамасского филиала ННГУ Сергея Васильевича Напалкова;

• педагогическая мастерская «Структура дистанционного курса подготовки к итоговой аттестации по математике» от кандидата педагогических наук, доцента, доцента кафедры физико-математического образования физико-математического факультета Арзамасского филиала ННГУ Светланы Владимировны Мироновой;

• вебинар «Реформатика: практики применения ИКТ в учебном процессе» от кандидата педагогических наук, учителя физики, математики и информатики, ведущего научного сотрудника Федерального института развития образования, педагога-эксперта Microsoft, координатора и методиста проекта «Реформатика» Ольги Александровны Ильченко.

Кроме того, в рамках конференции состоялось подведение итогов I Всероссийского конкурса образовательных web-квестов «Научный поиск», который с самого начала перешагнул формат всероссийского и стал открытым для международного участия (более 110 работ, среди которых 4 из зарубежья).

По итогам всех мероприятий конференции: вебинара, мастер-классов, выездного методического семинара и педагогических мастерских – участники получили сертификаты от организаторов конференции.

В дополнение к научной части конференции была организована экскурсионная программа для участников: посещение музея истории вуза; «Православный Арзамас»; «Литературный Арзамас»; «По святым местам преподобного Серафима Саровского» (посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря).

Завершилась работа конференции подведением итогов, вручением благодарностей организаторам методических семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, благодарственных писем образовательным и информационным партнерам: Нижегородский институт развития образования, Microsoft, ООО «4Портфолио», Центр менеджмента научно-исследовательской работы Арзамасского филиала ННГУ, лаборатория математического развития школьников Арзамасского филиала ННГУ, конструктор образовательных квестов EdQuest; ВГТРК «Нижний Новгород» / «Россия 1»; Медиацентр ННГУ; «Экспир»; ООО «РИА “Телевидение Вашей Семьи”»; МУ «Телерадиокомпания “Арзамас”»; «Доброе ТВ»; ВАВК «Весь Арзамас ВКонтакте»; платформа для вебинаров ETutorium; компания «Смарт Платформа»; компания «РаКурс»; образовательная платформа и конструктор тестов SELF-TEST.RU; центр дистанционных олимпиад и творческих конкурсов «ОЛИМПУСПЕХА.РФ».

К основным итогам и результатам проведения конференции можно отнести:

– раскрытие теоретических аспектов феномена web-технологии в современном образовании;

– выявление основных видов web-технологий образовательного назначения;

– установление характерных черт компонентов образовательных web-технологий, свидетельствующих о структурной идентичности информационных ресурсов;

– описание различных конструктивных подходов к проектированию образовательных web-квестов;

– определение роли и места web-технологий в современном образовательном пространстве школьников;

– раскрытие перспектив применения и развития web-технологий в системе профессионального образования;

– установление специфики процесса применения образовательных web-технологий в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Среди основных пожеланий участников конференции можно отметить, что данная проблема должна получать развитие, а также предложение ежегодного проведения конференций заявленной тематики, при этом целесообразно основные мероприятия продолжать проводить в очном формате.