Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского
Совет молодых ученых
Разделы -> Статьи -> Материалы -> Наука и бизнес: сотр...
В рамках 16-го Международного форума «Россия единая» прошел круглый стол координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором обсуждались перспективы взаимодействия бизнеса и власти.. Как известно, государство ждет и от ученых более активного участия в предпринимательской деятельности в научно-технической сфере.
В работе этого круглого стола принимала участие Юлия Плехова, председатель Совета молодых ученых и специалистов ННГУ, председатель Совета молодых ученых и специалистов Нижегородской области, доктор экономических наук, профессор кафедры организации и планирования промышленных предприятий экономического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Она ответила на вопросы нашего корреспондента.
- Юлия Олеговна, власти призывают ученых зарабатывать деньги на результатах своего труда, коммерциализировать разработки, открывать инновационные предприятия. Какие проблемы в связи с этим возникают? Что могут сделать крупный бизнес и власть, чтобы предпринимательство в научно-технической сфере развивалось.
- Под предпринимательством в научно-технической сфере понимается инновационный бизнес, который основан на результатах интеллектуальной деятельности. Он в стране существует, но хотя и не в таких масштабах, как хотелось бы. По 217-му федеральному Закону при вузах создаются малые инновационные предприятия. В стране их больше тысячи, в Нижегородской области — двадцать, девять из них - в ННГУ. По программе «Старт» фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ученому, который открывает бизнес, основанный на научной разработке, безвозмездно дают миллион рублей. Открываются инновационные предприятия и без программ, в реестре малых инновационных предприятий Нижегородской области их более сотни. Конечно, масштабы деятельности малых инновационных предприятий, несопоставимы с крупным бизнесом, но все-таки именно от этих предприятий и ожидается, что страна встанет на инновационные рельсы и в итоге реализуется инновационная стратегия России. Первая и главная проблема ученых: как в целом по стране, так и в Нижегородской области спрос на инновации, на результаты научных исследований со стороны бизнеса сейчас невелик, интерес низкий.
- А каким образом тогда отечественный бизнес осуществляет инновации?
- Посредством закупки нового оборудования, зачастую импортного. Из 18,8 млрд. руб., затраченных на инновации предприятиями Нижегородской области в 2010 г. на финансирование исследований приходится лишь 4,2 млрд. руб. Как следствие, научные организации в качестве партнеров при реализации инновационных проектов привлекаются предприятиями значительно реже, чем, например, поставщики.
Однако следует отметить, что организации государственного и нефте-газового сектора обеспечивают заказами на исследования и разработки научные организации, ориентированные на потребности определенного вида деятельности, выполняющие функции отраслевых НИИ, проектных институтов.
- А что же происходит, если ученые работают без заказа?
- Возможен вариант, когда их разработки не находят применения. Работа идет «в стол». Гораздо реже разработка может найти применение в действующем бизнесе. Ученый сам должен заниматься продвижением результатов своего труда, но не все же знают, куда пойти. Создание собственного бизнеса тоже дается не легко. Вузы создают малые инновационные предприятия, но лучше, если бы они создавались под конкретного заказчика. Тогда больше вероятность того, что и без того рискованный инновационный проект будет реализован, инновационное предприятие будет реально работать.
Есть и еще одна проблема... Ученые занимаются научно-исследовательской работой или опытно-конструкторскими разработками. А бизнесу что нужно? Пототипы, технологии, позволяющие выпускать партии изделий. Сейчас существует разрыв между стадией НИОКР и производством продукции малыми сериями. Раньше этот разрыв закрывался отраслевыми НИИ, а теперь этим призван заниматься малый инновационный бизнес.
- Есть ли у вас кадровая проблема?
- Ученые не всегда хотят и могут идти в бизнес. К тому времени, когда появляется результат, на котором можно заработать, ученый уже не готов кардинально менять сферу своей деятельности. Если бы он хотел уйти в бизнес, то давно бы ушел. И совмещать тоже не очень хочется. Кадровая проблема существует, и наш университет ее решает. Создана система многоуровнего инновационного образования. Мы осуществляем всеобщую инновационную подготовку административно-управленческого персонала университета, ученых, аспирантов, студентов, сотрудников инновационных предприятий. Делаем ставку на студентов и аспирантов, чтобы они создавали команды и реализовывали инновационные проекты.
- Что же могут сделать сейчас бизнес и власть, чтобы как можно полнее использовать потенциал ученых?
- Прежде всего - формировать заказы на научные исследования. Кто сейчас финансирует науку? В основном государство. В Нижегородской области, по данным официальной статистики, в 2010 году из 36,7 млрд. руб., затраченных научными организациями, государство финансировало 58,4 %. Из них, около 5% приходилось на фундаментальные исследования, а остальные средства шли на финансирование прикладных исследований и разработок. Раз уж государство все равно оплачивает научную деятельность, то лучше, если оно будет тратить деньги на нужные реальному сектору прикладные исследования и разработки. Почему бы не ставить ученым такие задачи, решение которых нужно реальному сектору экономики, предприятиям? Механизмы для этого есть. При этом государство тратит те же самые деньги более эффективно, бизнес получает бесплатные разработки, ученые делают работу не в стол.
Бизнес может взаимодействовать с наукой и без посредников. Нижегородский государственный университет разрабатывает технологии совместно с заинтересованным предприятием, закупает не исследовательское, а технологическое оборудование, позволяющее разрабатывать действующие технологии и даже производить мелкие партии изделий, то есть фактически выполняет функции отраслевого НИИ. Цель – преодолеть разрыв между НИОКР и производством продукции.
- Государство создает бизнес-инкубатор и технопарки. Устраивает ли ученых то, как и где они создаются?
- Мировая практика показывает эффективность создания технопарков и бизнес-инкубаторов при существующих научных центрах, университетах, где имеющийся научный потенциал может быть реализован в инновационных проектах.
Также, государству целесообразно было бы создавать технопарки и бизнес-инкубаторы при крупных предприятиях, под потребности бизнеса, для решения задач по обновлению технологий, продукции. Это лучше, чем строить технопарк в чистом поле или поселке, а потом загонять туда фирмы, используя административный ресурс. Возможно, даже не строить технопарки, а предоставить налоговые льготы для предприятий, которые их создают.
Кроме того, бизнес может создавать бизнес-инкубаторы на собственные средства. Ярким примером является частный бизнес-инкубатор «Опора», который создал Владимир Михайлович Карюк.
- Довольны ли вы, как ученый, показателями инновационного развития Нижегородской области?
- Они неплохие. По таким показателям, как доля предприятий, внедряющих инновации, объемы финансирования научных исследований, затраты на инновации наша область хорошо выглядит на фоне других регионов. но их можно сделать лучше.
Власть обязана осуществлять инновационную стратегию. А для бизнеса, участие в инновационном бизнесе – это возможность хорошо заработать, правда с большим риском. Можно войти в бизнес, пока он ничего не стоит, а затем продать или зарабатывать на нем.
А самое главное, что оставаться конкурентоспособным сегодня можно только обновляя технологии, выпуская новую продукцию, то есть внедряя инновации. Однако, это действительно лишь в условиях свободно, честной конкуренции

Валерий КИСЕЛЁВ.
23 Март 2012 00:36:15 Опубликовал Юлия Плехова, Автор/источник: В. Киселев Нижегородская Правда

Комментировать
Вы не залогинены!
Поиск
 
Новости, Статьи
Форум
Файлы
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация

Навигация
RSS фиды
Последние статьи