Одним из центральных событий второго дня форума стала панельная дискуссия «Doing science: наука молодых»

photo 2021 05 17 11 48 47

Второй день российского форума «Молодёжь и наука», который проходит в Университете Лобачевского, оказался очень насыщенным, мероприятия проходили параллельно в четырёх залах. Студенты со всей страны, а также учащиеся базовых школ РАН принимали участие в научной конференции и постерной сессии, слушали лекции и посещали круглые столы. А представители Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук, руководители вузов, всероссийских молодёжных общественных организаций и многие другие участники деловой повестки форума обсуждали важнейшие вопросы развития отечественного образования, привлечения в науку молодых кадров.

Одним из центральных событий второго дня форума «Молодёжь и наука» стала панельная дискуссия «Doing science: наука молодых». В мероприятии приняли участие президент Российской академии наук Александр Сергеев, председатель общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» Павел Красноруцкий, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, заместитель директора департамента государственной молодёжной политики Минобрнауки России Александр Ведехин, президент Южного федерального университета Марина Боровская, ректор Московского энергетического института Николай Рогалев, ректор ННГУ имени Н.И. Лобачевского Елена Загайнова, старший вице-президент государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Сергей Салихов.

Как отметил Александр Сергеев, в советское время движение молодого учёного по карьерной лестнице через университеты и научные институты было почти автоматическим. В современных условиях траектория карьеры должна быть не менее привлекательной для молодёжи.

«Мы предлагаем начинать со школы. Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 1990-е и нулевые. Многие говорят университетам: кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на ценности, которые есть в нашей стране, которые нас объединяют: толерантность, освоение и покорение пространства. А ещё хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. У нас есть школы, с которыми мы взаимодействуем. Такой набор школ может быть пилотом. Сопровождение молодых людей со школьной скамьи – это одна из главных задач РАН. Кроме того, нам надо поднимать престиж и статус учителя», – заявил Александр Сергеев.

photo 2021 05 17 11 52 01

Большое значение работы в школе отметила и Ольга Петрова. По ее словам, Нижегородская область является уникальным регионом, где выстроена и эффективно функционирует вся цепочка элементов научно-исследовательской карьеры: от детских образовательных пространств «Кванториум», IT-кубов и «Точек роста», школ РАН и создаваемого в Балахне Специализированного учебного научного центра до университетов и академических институтов, которые входят в систему Нижегородского научно-образовательного центра (НОЦ).

«На каждом этапе пути в науку мы применяем модель наставничества, которая делает карьерную траекторию молодого учёного бесшовной. В школе дети получают наставников в лице молодых учёных, студентов вузов. В университетах с молодёжью занимаются доценты. Доценты включены в серьёзные исследовательские проекты, которые реализуются в том числе с участием Российской академии наук. Это единая, интегрированная на всех уровнях система, которая работает с 5-6 класса. В этом возрасте начинается ранняя профориентация. И важно, чтобы дети, которые полюбили науку, увлеклись исследованиями в средней школе, в дальнейшем не потеряли интерес. Там, где нам удаётся это сделать, ребята становятся наставниками младших школьников, модель наставничества начинает поддерживать саму себя и питает благоприятную среду для становления будущих учёных», – сказала Ольга Петрова.

photo 2021 05 17 11 49 21

Тему взаимодействия организаций общего и высшего образования поддержала Елена Загайнова.

«Преподавателей университета нужно готовить к тому, чтобы они спускались на уровень школ. Если мы хотим получить в университет хорошего абитуриента, преподаватели университета, которые могут здорово и доходчиво рассказывать молодым о том, как здорово быть в науке, как здорово быть учёным, должны приходить к школьникам 8-11 классов. И это работает. В это время они определяются, у них горят глаза, и главное – не упустить этот момент. Именно на этом построены Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ). Там не только базовая школьная программа с лучшими учителями, там со школьниками работают лучшие исследователи вузов», – пояснила Елена Загайнова.

photo 2021 05 17 11 49 37

Итог дискуссии подвел один из модераторов панельной дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов:

«Проблемы и задачи науки обозначены предельно понятно. Нужно признать, что мы не привлечем молодёжь в науку, если не будем заниматься популяризацией и продвижением. С молодёжью надо работать фокусно, предпринимать конкретные действия, в том числе усиливать материальные стимулы. Поддержка молодых учёных должна начинаться в школе и быть ключевым приоритетом. Очень надеюсь, что конструктивные мнения и предложения, которые прозвучали на форуме, станут основой для принятия решений на уровне правительства России и губернаторов регионов».

photo 2021 05 17 11 51 16