В дискуссии приняли участие представители региональной власти и школ Нижегородской области
11 декабря 2023 года в Институте филологии и журналистики ННГУ прошла дискуссионная панель «Векторы развития школьного образования в современном мире». Обсуждение стало центральным событием конференции «Современные тренды развития школьного образования», прошедшей в рамках реализации регионального проекта «Современная школа».
В дискуссии приняли участие министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков, министр молодёжной политики региона Светлана Ануфриева, заместитель министра культуры области Михаил Пельченков, проректор по стратегическому развитию Университета Лобачевского Никита Авралев, педагогические работники системы общего и дополнительного образования.
«Такие встречи нужны для того, чтобы сверить часы, понять, что такое школьное образование сейчас и как оно может и должно быть связано с высшим образованием. Все присутствующие осознают важность бесшовного перехода от школы к вузу, важность организации эффективной профориентационной работы и, безусловно, воспитания, реализации государственной молодёжной политики. Замечательно, что Университет Лобачевского является точкой сборки, организатором этого мероприятия, потому что мы отчётливо понимаем: от того, как будет подготовлен ребёнок в школе, зависит, какой абитуриент к нам придёт, каким он будет студентом, а в будущем и специалистом. Именно поэтому мы идём в школы, работаем с детьми, с учителями», – отметил проректор по стратегическому развитию Университета Лобачевского Никита Авралев.
Участников дискуссии поприветствовал министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков. Он отметил, что школа меняется вместе с обществом и является, по сути, его отражением.
«Когда мы говорим “современная школа”, то говорим об особой среде, которая складывается в образовательной организации. Это понятие включает в себя три важных тезиса. Во-первых, школа как социальный институт не может быть закрытой организацией. Всё, что происходит в обществе с развитием науки и технологий, оказывает на неё влияние и активно ею воспринимается. Во-вторых, школа даёт не просто сухие знания, но также помогает ребёнку получить опыт, так как знания сами по себе не имеют ценности без умения применять их на практике. В-третьих, ребёнок – это не такой же взрослый, только маленький. Он нуждается в особых условиях для формирования знаний и получения ценного опыта. Система школьного образования в стране сильно изменилась за последние годы. Мы сейчас находимся в реперной точке и по-другому начали смотреть на школьное образование в принципе и роль школы в государстве», – отметил Михаил Пучков.
Также Михаил Пучков подчеркнул, что одна из самых сложных проблем для современного учителя – это общение с родителями. С этим согласились педагоги и даже предложили на законодательном уровне защитить директора и администрацию школы.
О главных задачах министерства молодёжной политики Нижегородской области и объединении «Движение Первых» рассказала руководитель ведомства Светлана Ануфриева. По её словам, сегодня в работе с молодым поколением важно скоординировать работу различных организаций.
«В Нижегородской области порядка 750 тысяч молодых людей: школьников, студентов специальных и высших учебных заведений, работающей молодёжи. Абсолютно разные интересы у каждой из этих возрастных групп, и министерство молодёжной политики должно соответствовать этим интересам. Нам важно создавать единую экосистему, частью которой, кстати, является “Движение Первых”. В его основе лежат очень важные и хорошие принципы: патриотизм, здоровый образ жизни, творческая реализация, взаимопомощь, созидательный труд и другие», – отметила министр молодёжной политики Нижегородской области Светлана Ануфриева.
Об основных инструментах работы с молодёжью в сфере культуры рассказал заместитель профильного министра Михаил Пельченков.
«Одним из ключевых инструментов по работе с молодёжью школьного возраста является программа “Пушкинская карта”. Нижегородская область занимает четвёртое место по стране по количеству школьников, получивших “Пушкинскую карту” – 245 тысяч ребят. За 2023 год проведено порядка двух тысяч событий, продано около 789 тысяч билетов. Все события по “Пушкинской карте” одобрены региональным экспертным советом, нашим школьникам они несут настоящие культурные ценности. В этом году мы пилотно запустили проект “Лето в музее”, в рамках которого воспитанники детских лагерей в возрасте до 14 лет могли посетить нижегородские музеи с 50% скидкой. И таких посетителей было чуть больше 1000. Мы увидели очень большой положительный отклик, и эту программу мы планируем в следующем году расширять», – рассказал заместитель министра культуры Нижегородской области Михаил Пельченков.
На встрече также обсудили необходимость создания в школах должности заместителя директора по безопасности, сокращение «бумажной» нагрузки на учителей и другие вопросы.
В рамках конференции состоялись круглые столы «Современный руководитель образовательного учреждения», «Имидж школьного учреждения – от создания к продвижению», «Образовательные возможности интеграции русского языка, истории и географии в аспекте этнокультурного развития личности». В центре внимания были такие темы, как развитие школьного образования, профориентация школьников, повышение авторитета педагогических работников и другие.