Преподаватели Филологического факультета ННГУ посетили университеты г. Белград и г. Нови-Сад Преподаватели.

В рамках договора о сотрудничестве между Нижегородским государственным университетом и учебными заведениями среднего (гимназии) и высшего образования университеты г. Белграда и г. Нови-Сада (Сербия) преподавателями филологического факультета с 17 февраля по 4 марта 2016 года был проведен цикл встреч и занятий на тему «Актуальные вопросы преподавания РКИ и русской литературы в сербских школах и вузах».

Программа пребывания преподавателей филологического факультета в г. Нови-Сад была осуществлена в сроки с 16 февраля по 26 февраля 2016. В этой программе были определены этапы работы преподавателей из России с коллегами из Сербии. Первый этап – проведение мастер-классов с учащимися гимназий и преподавателями русского языка в гимназиях Лазы Костич и Исидоры Секулич (г.Нови-Сад) по различным проблемам современного русского языка, а также обсуждение вопросов преподавания русского языка как иностранного. Особое внимание было уделено методике использования интернет-технологий при освоении начального этапа изучения русского языка. Второй этап предусматривал чтение лекций в университетской аудитории, консультации с преподавателями университета г.Нови-Сад и студентами разных курсов.

В числе наиболее важных вопросов, вызвавших интерес у наших сербских коллег, были вопросы, связанные с особенностями изучения лексики русского языка, в частности, причины роста заимствований в русском языке рубежа ХХ – ХХ1 веков и оценка этого явления лингвистами.

В ходе консультаций с учителями гимназий и преподавателями русского языка в университете большое внимание было уделено проблемам точного и уместного словоупотребления, нарушениям точности словоупотребления, использованию алогизмов, анахронизмов, тавтологии, плеоназма, а также вопросам морфологии (спорным случаям выделения отдельных частей речи (местоимений, причастий, деепричастий, категории состояния). Большой интерес среди преподавателей гимназий, студентов и преподавателей университетов вызвали темы, связанные с культурой речи как важным разделом лингвистики, когда слушателям было предложено обсудить вопрос о влиянии SMS-общения на современную речевую культуру, процессы жаргонизации и вульгаризации современной речи как деструктивный фактор, влияющий на систему стилей. Большой информативностью отличались лекции, посвященные использованию Интернет-ресурсов и электронных курсов в преподавании РКИ, трудностям при анализе грамматических единиц и конструкций (в аспекте РКИ), а также языку Интернета как характерной черте современного коммуникативного поведения, его влиянию на разговорную речь и системному анализу художественных текстов на уроках РКИ (продвинутый этап обучения).

В университете г. Нови-Сада были прочитаны лекции по современной русской литературе, также вызвавшие живой интерес аудитории. Они были посвящены проблемам женской прозы 2000-х, проектам Б. Акунина, творчеству Ю. Полякова и традициям русской классики в современном литературном процессе России.

Третий этап программы состоялся в Белградском университете и проходил с 29 февраля по 4 марта. Представители Нижегородского университета включились в учебный процесс, читая лекции по проблемам современного русского языка и современной русской литературы. Интерес среди студенческой аудитории, хорошо владеющей русским языком, вызвали вопросы о взаимодействии современного русского языка и средств массовой информации, анализ языковых единиц и конструкций в современной русской литературе (на материале текстов Т. Толстой и З. Прилепина), вопросы современной пунктуации: проблема факультативных знаков, сложные случаи правописания, фонетика на уроках РКИ применительно к сербской языковой среде, поэзия и песни в обучении РКИ.

Лекции по литературе были посвящены одной из наиболее актуальных и востребованных тем, связанной с исследованием влияния русской классики на современную литературу: традициям Л. Толстого в последнем романе Л.Улицкой «Лестница Якова», «Детства» М.Горького в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», а также славянскому вопросу в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина», обращенному к истории Сербии и ее борьбе за независимость.