Одним из экспертов пленарной дискуссии выступила ректор ННГУ Елена Загайнова

 IMG 5263

8 октября в Нижнем Новгороде состоялся Всероссийский форум «Учитель и наука: практики, компетенции, достижения». Мероприятие организовано в рамках Года науки и технологий министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина при поддержке Министерства просвещения РФ и экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Цель форума – создание экспертной площадки всероссийского уровня для обсуждения перспектив и возможностей усиления влияния исследовательского потенциала учительского корпуса на развитие инновационного мышления обучающихся, на профессионально-личностное совершенствование педагогов, на овладение новыми компетенциями.

Участниками форума стали руководители и специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, директора общеобразовательных организаций и учителя-исследователи, представители ведущих педагогических вузов, сотрудники институтов развития образования из 30-ти субъектов Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам по видеоконференцсвязи обратился министр просвещения РФ Сергей Кравцов. В мероприятии также приняли участие президент Российской академии наук Александр Сергеев, президент Российской академии образования Ольга Васильева, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян, заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева, министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольга Петрова, и.о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков, ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова.

Форум начался с торжественного вручения наград победителям второй всероссийской премии «Исток» имени академика И.В. Петрянова-Соколова. Премия присуждается учителям-предметникам естественно-научного профиля, вдохновившим учеников на выбор профессии в области науки и технологий. Победителями стали 12 педагогов страны, в том числе два из Нижегородской области.

IMG 5280

Как подчеркнул Александр Сергеев, одним из ключевых вопросов современного развития является формирование человеческого капитала, потому что только так мы сможем участвовать в «гонке технологий». «В связи с этим подготовка профессиональных кадров должна стать одной из определяющих сфер развития общества. И в этом процессе роль российского учителя невозможно переоценить. Необходимо, чтобы все заинтересованные министерства и ведомства сформулировали общее видение, как подготовить, профессионально ориентировать и помочь реализоваться молодым специалистам», – обозначил задачу президент Российской академии наук.

IMG 5290

 «Мы видим, как стремительно сегодня меняется система образования, трансформируются процессы в образовании и науке, и очень важно, чтобы в этой гонке мы смогли сохранить и приумножить лучшие традиции отечественного образования, повысить престиж и социальный статус учителя. Сегодня мы гордимся, что наш научный и промышленный регион стал местом притяжения учителей-исследователей, сотрудников педагогических вузов и институтов развития образования», – отметил Андрей Саносян.

По его словам, форум и премия являются логичным продолжением мероприятий в рамках Года науки и технологий в России и поднимают вопросы развития и сопровождения учителей-исследователей, обладающих столь необходимыми знаниями, практиками, опытом организации исследовательских работ.

IMG 5425

Выступая перед участниками форума, перед собравшимися учителями, вдова академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова Галина Дмитриевна Засухина-Петрянова сказала: «Просвещение – это та область человеческой деятельности, которая начинается с детского сада и продолжается всю жизнь. Кто-то может со мной не согласиться, но хочу надеяться на общую поддержку, что мы все не только учителя, но и ученики всю жизнь, потому что мы не только учим тому, что знаем сами, но и ещёе сами учимся. И просвещение сопровождает нас всю жизнь, делает нас внутренне богаче и интереснее друг для друга. Игорь Васильевич всегда гордился премией Ушинского. У него было много премий и наград, но самая дорогая для него именно премия Ушинского. Он 40 лет преподавал в Менделеевском университете и очень гордился тем, что помимо содержания конкретного курса очень много говорил о тех вещах, которые связаны с общекультурным достоянием человечества. И мне хочется пожелать, чтобы все учителя давали не только определенный объем знаний, но и то, что является нашим общим достоянием, помогали видеть дальше и больше, видеть наперёд», – пожелала Галина Дмитриевна.

IMG 5751

«Рождение исследовательского потенциала в учениках – это плоды чуткого отношения к каждому из них со стороны педагогов. Учитель – это тот, кто способен зародить в маленьком человеке тягу к знаниям, исследованиям, свершениям. Учитель стоит у истоков формирования исследовательских компетенций. Без профессиональных, мотивированных педагогов невозможно подготовить лидеров изменений: ученых, новаторов, управленцев. Без мотивированного педагогического сообщества невозможно поступательное развитие любого региона и государства. Путь к технологическому лидерству начинается со школы», – подчеркнула министр образования Нижегородской области Ольга Петрова.

В рамках форума ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова была удостоена Благодарности Председателя Совета Федерации за достигнутые трудовые успехи и активную общественную деятельность.

 IMG 5602

Елена Загайнова выступила с идеей создания совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина сетевой образовательной программы, направленной на подготовку учителей-исследователей: «Мы сейчас изнутри понимаем, что нам нужно принимать активное участие в подготовке таких учителей, и мы протягиваем руку Мининскому университету, чтобы совместными усилиями  – это будет непросто, мы из разных ведомств – создать такую сетевую образовательную программу, которая позволила бы части учителей, особенно нас интересуют физики и математики, овладеть исследовательскими навыками и прийти в школу к ребятам уже учителями-исследователями».

Всего в форуме приняли участие представители педагогического сообщества и эксперты из 29 регионов РФ. В формате открытых разговоров, панельных дискуссий и круглых столов участники форума обсудили различные темы: наставничество как институт формирования исследовательских компетенций учителя и ученика, психолого-педагогические классы как новое поколение учительства, университет как центр подготовки специалистов для работы с расстройствами аутистического характера и другими ментальными нарушениями, цифровую трансформацию школы, региональную систему профессионального развития педагогов.

Фотографии предоставлены пресс-службой Мининского университета.