Интервью с профессором ИЭП Андреем Кузнецовым

kr sorm

Сейчас идёт сбор подписей за присвоение Нижнему Новгороду звания «Город трудовой доблести». Зачем это нужно нашему городу?

О вкладе горьковской промышленности в дело Победы рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства ИЭП ННГУ Андрей Кузнецов.

– Андрей Александрович, был ли город Горький одной из трудовых кузниц Победы?

– Вопреки расхожим представлениям, СССР готовился к войне. Руководство страны знало, что война неизбежна, хотя, конечно, её не хотели, желали отсрочить, и никто не предполагал такого развития событий. Было понимание, что залогом победы в войне станет сильная армия, основой для которой служит мощный военно-промышленный комплекс.

Вообще, когда в СССР создавали предприятия тяжёлой и даже лёгкой промышленности, закладывали возможность быстро перепрофилировать производство под военные задачи. Например, подразумевалось, что тракторные заводы смогут выпускать танки.

В Горьком мощная производственная база также появилась до Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток. Большая её часть располагалась в заречной части Горького, которая вошла в состав города в 1929 году.

Горький во все времена – важный транспортный узел страны. В этом плане в годы войны городу предстояло сыграть важную роль. В довоенное время был построен железнодорожный мост через Волгу и, по большому счёту, поскольку вся транспортная инфраструктура СССР была замкнута на Москву, наш город оказался единственным пунктом, через который шла кратчайшая дорога в столицу, соединяя Москву с Сибирью и Уралом.

– А сами горьковчане были готовы к трудовым подвигам, которых требовало от них военное время?

– Энтузиазм у людей был. В 1941 году уже 24 года прошло с момента установления в России советской власти. Родилось целое поколение, которое полностью разделяло новые государственные ценности. Эти люди своей страной гордились и, конечно, готовы были всё сделать для победы.

Именно в Горьком в годы войны зародилось так называемое движение «тысячников». Оно связано с именем рабочего ГАЗа В.Ф. Шубина, который в первые дни войны хотел уйти на фронт, но ему в военкомате сказали: твой фронт – заводской цех. Тогда Шубин публично обязался перевыполнять суточную трудовую норму в 10 раз. И надо сказать, успешно с этим справлялся. Этот почин горьковского рабочего разошёлся по всей стране.

Ещё до войны в СССР рабочий день был увеличен до 8 часов, с пятидневки большинство предприятий перешло на шестидневную рабочую неделю, а где-то и на круглосуточный режим деятельности. При этом опоздания на работу, прогулы без уважительных причин на первый раз карались административными штрафами, а потом – тюремными заключениями от месяца до полугода. В годы войны эти меры ужесточили.

Не стоит забывать, что люди во время войны очень держались за возможность работать на крупном военном производстве – это позволяло кормить семью. Продовольственное обеспечение там было лучше, чем в других отраслях экономики.

Когда мы говорим о трудовой доблести горьковчан, надо помнить, что Победа требовала от людей полной отдачи, а о личных потребностях они должны были думать сами. Например, жители Горького в годы войны вырубили в городе практически все деревья – топить дома зимой чем-то надо было. Очевидец тех событий, профессор горьковского педагогического института Виктор Илларионов вспоминал, что из квартир по всему Горькому был слышен страшный треск. Люди несли домой всё, что можно было разделать и сжечь – от деревьев до заборов. В дневниках военных лет Илларионов пишет, что всё ценное горьковчане везли в окрестные сёла – в Щербинки, в Новинки, в Ельню, чтобы выменять у сельских жителей на картошку.

– На ваш взгляд, в чём особый вклад города в дело Победы?

– Я искренне считаю, что победа в Великой Отечественной войне – это заслуга народа огромной страны, а не трудовой доблести жителей только одного конкретного города. Скажем, рабочие тракторного завода в Сталинграде ремонтировали танки, а после работы шли в бой, поскольку враг находился на окраинах города.

Но! Вклад Горького в победу огромен. На заводах «Красное Сормово» и ГАЗ собирали легендарные танки – Т-34 и Т-60 соответственно. Наш город выпустил столько пушек, сколько в совокупности за годы войны было произведено на всех предприятиях фашистской Германии. Мы производили самый массовый эффективный истребитель той войны – «ЛА-5».

Но, опять же повторюсь, на Победу работала вся страна. В постсоветское время пошло дополнительное увековечивание воинского подвига, появилось звание «Город воинской славы». Здесь Нижний Новгород обошли вниманием, хотя воинские достижения получивших это звание городов, на мой взгляд, не больше, чем у Горького. Звание «Город трудовой доблести» – некая компенсация.

И, понимая это, может быть, вспомнить былую советскую практику награждения городов и областей орденами за особые заслуги….

– Действительно, область не меньше города старалась отдать всё фронту…

– На селе тоже ковали Победу. Так же отдавали всё фронту, а выживали как могли. Многие колхозы содержали детей погибших фронтовиков, не отдавая их в детские дома. Это ли не подвиг?! Мой дед, в будущем Герой Социалистического Труда и орденоносец Николай Александрович Кузнецов на фронте получил тяжёлое ранение. Вернулся в родную деревню в 1943 году, возглавил колхоз и уже в тылу отдавал все силы, чтобы приблизить Победу. Неужели он вместе с односельчанами не проявлял трудовую доблесть? Нижегородская область – вся целиком – тоже достойна награды за трудовую доблесть в годы войны.

– Присвоение Нижнему Новгороду звания «Город трудовой доблести» – ещё и важная часть патриотического воспитания молодёжи. Но готовы ли современные подростки понять весь смысл коллективного трудового подвига?

– Промышленная база в девяностые годы прошлого века в Нижнем Новгороде была разрушена. Сложно рассказать о коллективном трудовом подвиге людям, которые с трудом представляют, что такое работа на заводе. Отсюда у нас всё громче разговоры о том, сколько танков и пушек выпустили, а эти цифры молодёжи ничего не дают.

Здесь к истории нужен более человеческий подход. Расскажите детям, сколько выдавалось в годы войны еды и как можно было растущим мальчикам-подросткам, съедая такой паёк, работать наравне со взрослыми. Расскажите, как боролись с производственным браком, а его из-за отсутствия квалифицированных кадров, которые ушли на фронт, становилось всё больше. Люди быстро поняли, что цена плохо завинченной гайки – человеческая жизнь!

Сейчас для нас особую ценность обретают не только фронтовики, как это было раньше, но и те, кто ковал победу в тылу, в том числе и дети войны. Дорог любой, кто хранит личную память о событиях, кто связан с ними напрямую и способен донести эти факты до современников.

– Значит, нас ждёт некая трансформация празднования Дня Победы?

– Увы, неживой историей становятся события, которым исполняется 50 лет.

К сожалению, праздник со слезами на глазах уходит в прошлое. Но такие инициативы народа, как «Бессмертный полк», говорят: День Победы важен и нужен людям. Думаю, с годами будут рождаться и другие подобные инициативы, которые сохранят «живой нерв», живую память этого праздника.

Источник: «АиФ-НН»