Ежегодная выставка и конференция Азиатско-Тихоокеанской ассоциации международного образования APAIE

C 1 по 3 марта в австралийском Мельбурне состоялась11-я Ежегодная выставка и конференция Азиатско-Тихоокеанской ассоциации международного образования APAIE «Новые модели сотрудничества в совместных исследованиях и образовательной мобильности». В Мельбурн съехались специалисты в области высшего образования из Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи, США, Германии, Франции, Канады, Сингапура – всего более 1600 делегатов из 47 стран.

Впервые на данном мероприятии были широко представлены ведущие российские вузы – в рамках объединенного стенда проекта «5-100». Делегацию Университета Лобачевского возглавил ректор Е.В. Чупрунов, в нее также входили проректор по международной деятельности А.Б. Бедный и заместитель начальника международного отдела Д.С. Колесников. Представителями Университета Лобачевского были проведены переговоры о сотрудничестве с вузами Южной Кореи, Китая, Испании, Южной Африки, Малайзии, Индонезии, Австралии, а также с рекрутинговыми компаниями и информационно-аналитическими агентствами, занимающимися привлечением иностранных студентов.

Ректор Университета Лобачевского Е.В. Чупрунов и проректор по международной деятельности А.Б. Бедный приняли участие в работе Президентского круглого стола APAIE Presidents’ Roundtable, состоявшегося 2 марта 2016 г. в университете Мельбурна. Модератором круглого стола выступал ректор Университета Мельбурна профессор Глин Дэйвис, среди выступавших были ректор Университета Бирмингема (Великобритания) профессор сэр Дэвид Иствуд, канцлер Гавайского университета (США) доктор Роберт Блей-Вромэн, президент Сингапурского университета менеджмента (Сингапур) профессор Арнуд де Мэйер, президент Университета Ханьянг (Корея) профессор Йонг Му Ли и другие руководители вузов более чем из 20 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Тема дискуссии руководителей ведущих мировых вузов за круглым столом была сформулирована с вызовом: «Рейтинги разрушают университеты?»

Основной задачей круглого стола стало обсуждение ряда актуальных для большинства ведущих университетов мира вопросов, связанных со всеобщим участием в «гонке за рейтингами». В частности, обсуждалась проблематика сконцентрированности большинства мировых рейтингов университетов на оценке научной продуктивности, является ли это логичным и справедливым, а если нет, то что сами вузы могут с этим поделать? Является ли доминирование английского языка в мировом образовательном и рейтинговом пространстве неизбежным и заслуживающим сожаления? Как формирование нового типа университетских рейтингов, сфокусированных на трудоустройстве выпускников, влияет на существующие стратегии университетов? И главное, до какой степени рейтинги в действительности влияют на выбор абитуриентами их будущих alma mater?

В ходе выступления руководителей вузов – участников дискуссии стало понятно, что проблемные области, очерченные организаторами круглого стола, действительно являются «универсалиями» для большинства руководителей университетов.

Университет Лобачевского был единственным российским вузом, представители которого принимали участие в круглом столе. Е.В. Чупрунов и А.Б. Бедный в ходе дискуссии рассказали участникам об основных целях и задачах российского проекта академического превосходства «5-100», а также об опыте участия в нем Университета Лобачевского в разрезе основных вопросов дискуссии. А.Б. Бедный, в частности, отметил, что вопросы повышения уровня владения английским языком среди преподавателей и студентов, развитие программ с обучением на английском и других иностранных языках, создание комфортной международной университетской среды – это вопросы, успешно решаемые Университетом Лобачевского и другими вузами – участниками проекта «5-100». И хотя для российских университетов, как и для вузов многих других «неанглоязычных» стран мира, они являются серьезным «вызовом», их решение становится реальным при реализации последовательной поддерживающей политики как на уровне государства, так и на уровне руководства конкретными университетами.