Александр Широков пообщался с корреспондентом Нижегородского информационного агентства

Уникальные коллекционные насаждения Ботанического сада Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского представляют большую научную, культурную и историческую ценность. Более 70 лет, с 1934 года, его специалисты собирают и изучают коллекцию растений со всего мира. О том, какие интересные растения представлены в нижегородском ботаническом саду, сложно ли ухаживать за ними, и как на них посмотреть, корреспондент НИА "Нижний Новгород" Татьяна Неровня спросила у директора сада Александра Широкова.

- Расскажите вкратце об истории создания Ботанического сада ННГУ

- Он был организован в 1934 году очень известными учеными – ботаниками, в том числе Сергеем Станковым, который много лет работал в Никитском ботаническом саду, а потом переехал в Москву возглавлять кафедру геоботаники в МГУ и также был директором ботсада МГУ долгое время. Коллекция нашего сада, которая собрана за столь длительный период, достаточно большая. Надо сказать, что основная цель и задача ботанических садов – это сохранение биоразнообразия. Большая часть растений, которые здесь выращиваются, были получены в разное время из природы. Первые поступления в ботсад произошли в 1936 году. Многие растения приехали к нам из экспедиций академика Николая Вавилова. Но часть коллекций на данный момент утрачена. За все время были пополнения из самых разных точек земного шара, которые были получены, в основном, в результате обмена между ботаническими садами (традиция, сохранившаяся со времен шведского естествоиспытателя и медика Карла Линнея). Любой сад обязан по всем садам мира рассылать каталоги семян для того, чтобы шел обмен растениями. Кроме того, ботанический сад – это, прежде всего, научно-исследовательская площадка. Здесь каждое растение имеет свой паспорт, в котором отмечено, откуда и когда оно было получено, в каком состоянии оно находилось за время своего существования. Ученый определяет перспективы его развития и восстанавливает, если потребуется. Это огромный кропотливый труд, связанный с физическими сельскохозяйственными работами. Изначально все ботанические сады организовывались как ресурсные структуры.

- Для каких еще нужд служит сад, кроме научно-исследовательских?

- В нашей стране до середины XX века практически отсутствовали лекарственные растения, и основное лечение происходило при помощи трав. Поэтому, когда наш сад организовывался, сразу была поставлена задача создать коллекцию растений, значимых для медицины. Особая нагрузка на сад легла в годы Великой Отечественной войны, когда выращивались сотни тысяч растений для распределения их по колхозам, где росло сырье, которое затем поставлялось на фронт и в аптеки. Начиная с этого периода и до конца 60-х годов, ботанические сады имели большое ресурсное значение и находились в ведениях военных министерств. Наш сад охранялся военизированной охраной, и посетить его было почти невозможно. Оранжереи строились в 60-е годы прошлого века. До этого момента были небольшие деревянные теплицы. И мы здесь до сих пор можем видеть растения, которым насчитывается около 70 лет.

- Сколько видов растений представлено в саду?

- Всего насчитывается 5,5 тысяч растений из разных уголков земного шара, из них 2,5 тысячи – это растения из тропического и субтропического климата. Широко представлены растения семейства орхидных и кактусовых. У нас есть закрытые коллекционные фонды, которые здесь не экспонируются. В частности существует закрытая коллекция орхидных, (она насчитывает свыше 600 наименований и форм растений), коллекция суккулентов (порядка 400). Несмотря на то, что коллекции старые, постоянно происходит пополнение новыми растениями. Сейчас стали более возможными весьма отдаленные поездки, фонды пополняются значительно интенсивней. Спектр растений и внутри, и на улице достаточно велик, здесь есть и насекомоядные растения, в оранжереях флора представлена пифитными растениями нижнего яруса, которые в высоту не превышают 12 метров. На улицах и древесные, и травянистые растения, есть экспозиция тайнобрачных растений: моховидных, папортниковых, хвощевидных. Более 95% растущих растений в ботсаду – это растения-экзоты, которые не встречаются на территории Нижегородской области и России. А из растений местной флоры у нас только те, которые считаются редкими и исчезающими. Как раз мы активно занимаемся этой проблемой. У нас создана лаборатория микроклонального размножения, где изучаются причины исчезновения растений, проводятся эксперименты по их репатриации.

- Много ли в мире исчезает растений?

- Каждый день исчезает по нескольку видов растений. Из них большая часть даже не описана. Несмотря на масштабность исследований, на территории земного шара по-прежнему остается масса мест, где они еще не проводились, поэтому очень сложно вести подсчет.

- Есть ли у вас планы расширяться?

- У нас планов очень много, а возможностей нет, так как мы бюджетная организация. В этом году первый раз за всю историю правительством Нижегородской области нам были выделены целевые деньги в сумме около 30 млн рублей, на которые университет нам построил ограждение по всей территории (площадь 34 га). Вся территория теперь огорожена. Правда, к сожалению, имеются постоянно следы вандализма. Многие желающие не столько посмотреть на растения, сколько просто хулиганить, постоянно ломают ограду, пытаются проникнуть внутрь с неясными целями. Порядка 20 лет у нас вообще не было ограждения. За этот период пропало достаточно много растений. Потому что у местных жителей была практика прогулок по саду с детьми и лопатой, с коляской и ведром. И каждый раз пытаешься объяснить молодым мамам, что они не должны здесь находиться, прикрываясь детьми. Да, тут хорошо, но при этом почему-то эти же гуляющие между делом стремятся выкопать десяток-другой растений и унести с собой. Теперь мы стараемся восстанавливать утраты. Теперь вход в сад ограничен. Посещение его является организованным, так как это не место отдыха граждан, а научно-исследовательская база. Экскурсии проводят те же сотрудники, которые занимаются выращиванием растений, поэтому их профессиональный уровень не вызывает сомнений. Нас посещает более 5000 человек в год, мы всех охотно принимаем. Но временами бывает непросто справляться.

- Сколько сейчас работников в Ботаническом саду?

- По итогам последних сокращений у нас осталось 17 ставок, и это на 34 гектара! Оранжереи с площадью 800 кв метров обслуживаются всего лишь двумя людьми. Наши научные сотрудники, которые пишут статьи и занимаются исследованиями, сами же копают, поливают, пропалывают и еще и экскурсии проводят.

- Были ли здесь большие научные открытия?

- Здесь было много научных открытий. Что может быть важнее открытия нового вида живого организма? Но почему-то никто на это не обращает внимания. А это регулярно происходит и сейчас. Здесь активно велась селекционная деятельность, выводились новые сорта ягод и плодовых. Например, на протяжении последних 60 лет было районировано только два сорта малины: "Новость Кузьмина" и сорт "Награда", который был выведен в Нижнем Новгороде известным селекционером Николаем Зерновым. Им же были выведены несколько сортов земляники и первые в регионе абрикосы. Кроме того, благодаря деятельности ботсада в регионе были выведены первые рододендроны и садовая голубика. К сожалению, сейчас мы не так востребованы в научных кругах, да и в целом исследования приобрели какое-то далекое от ботаники направление деятельности. Сейчас они чаще всего связаны с нанотехнологиями, с исследованиями в области раковых опухолей. Однако я считаю, что наше будущее как ботаников, еще состоится, и оно заключается не в поиске каких-то техногенных приспособлений и открытий, а в возврате к натуральным лекарственным средствам, которые мы совсем забыли, а они не только самые дешевые, но и весьма эффективные.

Полный текст интервью доступен на НИА Нижний Новгород