Интервью с ректором Еленой Загайновой в материале «Российской газеты»

korp2

На высшую школу легла огромная нагрузка — перестроить всю существующую систему под дистанционный формат. Получилось ли у них? С какими проблемами пришлось столкнуться? «Российская газета» спросила ректоров нижегородских вузов о том, как работается в новых условиях и чего ждать в сфере высшего образования в ближайшие месяцы.

Есть общая для всех вузов проблема. Осенью, по всей видимости, резко упадет количество студентов, обучающихся на платной основе. А для многих «платники» — весомая часть всего бюджета.

«Сейчас на федеральном уровне обсуждается возможность льготных образовательных кредитов. При отказе от платников многие вузы просто не выживут», — считает ректор Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И. Лобачевского Елена Загайнова.

А что нас вообще ждет после пандемии? Реален ли полный переход на дистанционку, когда коронавирус отступит? Ректоры говорят, что какие-то практики безусловно приживутся.

«Нынешний опыт дистанционной работы значительно улучшит качество образовательного онлайн-продукта, — уверена Елена Загайнова. — Но классическое образование в полной мере ничто не заменит. Потому что очень важен личный контакт с преподавателем — это и правильное позиционирование студента, и психологический базис».

Что изменилось для для тех, кто заканчивает школу и готовится к поступлению? Понятно, что выборка не статистическая, но оптимистичная: дети онлайн-формат вполне воспринимают.

Григорий готовится поступать на ядерную физику. Говорит, что и раньше особо не выходил из дома ради подготовки к поступлению. «Я занимался с репетиторами очно, сейчас продолжаю заниматься онлайн», — рассказывает он. Единственное, что беспокоит будущего абитуриента — ЕГЭ: «Вдруг решат провести дистанционно, тогда результаты будут необъективными, многим это даст шанс на списывание».

Опрошенные ректоры вузов никаких критичных проблем из-за перехода в дистанционный формат не назвали. В ННГУ имени Лобачевского пояснили, что еще до пандемии половина учебных материалов была сделана в рамках «цифрового университета» и загружена на собственные платформы.

«Сложности бывают у студентов из отдаленных районов, где не всегда интернет стабилен. Непросто учиться иностранцам — прежде всего, из-за языковых барьеров, им бывает трудно что-то оперативно уточнить, как это происходит оффлайн», — рассказала Елена Загайнова.

По ее словам, есть сложности с дисциплинами, которые предусматривают большое количество лабораторных работ. Студенты-биологи вряд ли смогут дома вырастить и рассадить клеточные культуры так, как это делается в вузовских лабораториях. Студенты-физики не смогут дома сделать лабораторную работу по фотонике с использованием маломощных лазеров. У химиков практика начинается с первого курса. Видеоролики не могут заменить лабораторные работы.

«Зато хорошо переводятся на дистант экономические и филологические специальности», - замечает Загайнова.

С промежуточной аттестацией студентов вузы надеются справиться без особых проблем и в дистанционном формате. Пока преподаватели сами тренируются: проводят заседания ученого совета онлайн, привыкают к этикету видеоконференций.

«Часть оценок будет выставлена по итогам текущей успеваемости, - поясняет Елена Загайнова. — Где не получится — будем принимать экзамены онлайн. В зум-конференциях просим студентов сидеть так, чтобы было видно лицо и руки. В онлайн-группе на 15-20 человек преподаватель может контролировать процесс, чтобы никто не списывал».

В ННГУ планируют в ходе сессии использовать технологию распознавания лиц. Для этого студентов просят прислать свои фотографии, не обязательно профессионального качества, подойдет и селфи на телефон.

На онлайн-формат перейдет и защита выпускных работ. «Сейчас студенты заканчивают писать дипломы. Нам повезло, что режим самоизоляции был введен позже, чем в Москве — мы успели подготовиться. Пока было можно, проводили занятия в малых группах. Сейчас дипломники дописывают работы, консультируются с руководителями онлайн. В процедуре защиты дипломов нет ничего, что нельзя было бы сделать онлайн», — говорит Елена Загайнова.

Дистанционка, по всей видимости, ждет и абитуриентов. Елена Загайнова, говоря о вступительной кампании, отметила, что за техническую сторону опасений нет. «Единственное, — заметила дна, — что пока непонятно, это момент с оригиналами документов. Сейчас оригинал должен быть предоставлен абитуриентом в течение года, мы зачисляем на основе согласия абитуриента, и считаем, что согласие дано только к нам в вуз. Пока этот вопрос прорабатывается».

Источник: «Российская газета»