Как креативной личности встроиться в современную экономику и науку?

Emotional intelligence

В рамках стратегического проекта «Креативная личность» программы «Приоритет-2030» в марте 2022 года в Университете Лобачевского создана научно-исследовательская лаборатория «Наука, технологии, общество». Под руководством члена-корреспондента РАН, профессора Ильи Касавина сотрудники лаборатории планируют разработать новую «идеологию креативности» в качестве фундаментальной структуры научного мировоззрения, для которой поиск нового, постановка сверхзадач, аккумуляция коллективных творческих потенций, создание креативных проектов в социальном пространстве становится высшей ценностью. Коллектив исследователей сосредоточит усилия на изучении причин и условий формирования креативности, включая социальное окружение, историко-культурный и ценностный контекст, а также когнитивные факторы.

Разрабатываемые модели креативности могут быть использованы в развитии творческих способностей человека, социально-гуманитарном сопровождении научно-технических проектов, в медиации междисциплинарного взаимодействия в науке и создании новых образовательных технологий.

В условиях современного общества высококвалифицированные специалисты всё чаще отказываются от работы в формате постоянной занятости. Многие уходят во фриланс, самостоятельно организуя свой труд, ища клиентов, получая прибыль и выплачивая налоги. Учёный, который выполняет задания по грантам, по сути, это тоже фрилансер. Он сам организует свой рабочий и исследовательской процесс, работает по временному договору.

Куда более масштабным явлением является прекариат – это не просто форма занятости, а новый класс людей. Если пролетариат – это люди с постоянной занятостью, трудовыми договорами, фиксированным рабочим днем, соцгарантиями и профсоюзами, то прекарии работают в формате временной или частичной занятости, у них нет постоянного работодателя.

Появление прекариев среди учёных позволяет современному научному знанию развиваться в духе творческой свободы и креативности. Необременённые научной и учебной нагрузкой эти люди могут полностью посвятить себя любимому делу, а цифровые технологии позволяют делать это практически в любом месте и в любой ситуации, – думает старший преподаватель кафедры философии физического факультета ННГУ Надежда Асташова.

С появлением учёных-прекариев происходит переоценка значения труда. Мы можем говорить о возрождении античного представления о труде как «поэзисе» (poiesis) и «праксизе» (praxis). В Древней Греции монотонный физический труд был уделом рабов и несвободных категорий. Только свободные граждане могли заниматься созидательной деятельностью: проявлять публичную активность (praxis) и предаваться творчеству (poiesis)

Несомненно, деятельность учёных можно соотнести с античным пониманием труда как созидательной, творческой активности. Труд исследователя стирает границы между досугом и работой, он трудно поддается регламентации и предусматривает свободный полет мысли, – отметила Надежда Асташова.

Научный прекарий, используя публичность в Интернете, выставляя на всеобщее обозрение свои интеллектуальные достижения и виртуозно играя с реакциями публики, вынужден балансировать в состоянии социальной неустойчивости. Он сталкивается с целым рядом проблем, обусловленных «мультимногозадачностью» своей деятельности, не в силах контролировать затраты времени, прекарий испытывает перенапряжение, которое мешает осмысленному накоплению знаний с долгосрочной перспективой.

Руководитель Центра технологического предпринимательства ННГУ, доцент Института экономики и предпринимательства, Ольга Чепьюк обращает внимание на то, что прекариат отчасти включает в себя представителей так называемого креативного класса – людей, которые хотят зарабатывать вне душных стен даже самого уютного офиса. Они мечтают самостоятельно определять характер и цели своей профессиональной деятельности.

Такие люди не хотят работать в тяжёлых и скучных условиях, крайне привередливы к условиям труда. Общаясь с будущими работодателями, мы видим, что многие руководители HR-служб компаний не готовы к взаимодействию с сотрудниками из креативного класса, – сказала Ольга Чепьюк.

Одной из проблем креативной личности эксперт считает монетизацию их идей. При этом классические ресурсы экономики – земля и капитал –уходят на второй план, уступая место влиянию на умы и выбор потребителя. Вот почему профессия философа становится всё более актуальной – благодаря развитию культуры мышления мы можем противостоять негативным влияниям массового сознания, вырабатывать привычку мыслить и мыслить точно. Однако может ли современная экономика не только предложить рабочие места, но и справедливо оценить труд мыслителя?

Технологичность и унифицированность экономики затрудняет потребление идей креативной личности. Монетизировать свои навыки они могут только, когда умело упакуют результаты своей деятельности. Отсюда появляется множество блогеров, зарабатывающих на рекламе, и консультантов, которые в соцсетях дают советы «Как жить» и получают деньги за час работы, за так называемый контент. Однако форма и упаковка неизбежно влияют на саму идею, которую хочет донести автор. Так современная экономика по сути форматирует креативную личность, – отметила Ольга Чепьюк.

Впрочем, креативных способностей и их профессиональной востребованности недостаточно для понимания личности учёного, полагает Илья Касавин.

Научное призвание включает в себя поиск нового и истинного знания наравне со стремлением к общественному благу. Креативность – это способность учёного вырабатывать и дарить знания во имя культурного и социального прогресса. Именно дарить, а не продавать: ценность научных открытий и достижений много выше заработной платы учёного. Производство знания в фундаментальной науке – это экономика дара, а креативность – культурная форма стремления к свободе, указывающая путь к наилучшему обществу.

 

фото: u-f.ru