Заместитель директора Дзержинского филиала — о переходе на дистанционное обучение

business 2717066 960 720

На этой неделе более 80% вузов в России перешли на дистанционное обучение. Кандидат экономических наук, заместитель директора по учебной работе Дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского Иван Демаков рассказал об образовательном процессе в дзержинских университетах в условиях распространения коронавирусной инфекции.

– Иван Владимирович, насколько готовыми оказались дзержинские вузы к переходу на дистанционное обучение?

– В Дзержинский филиал ННГУ, как и во все вузы страны, поступила рекомендация Минобрнауки перейти с 16 марта на дистанционное обучение. Есть и соответствующий приказ ректора нашего университета. Такие же меры предприняты, насколько я знаю, и в других высших учебных заведениях региона: в НГТУ им. Алексеева, в Мининском университете, в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии и в РАНХиГС. Все мы оказались в одной ситуации, когда необходимо общаться со студентами удаленно.

– И как же на практике осуществляется такой формат взаимодействия студентов и преподавателей?

– Мы используем современные интерактивные технологии, системы, позволяющие работать онлайн. Я лично веду такие лекции для своих студентов. Например, загружаю им в Интернете презентацию, которую они открывают. И у меня, и у них есть микрофоны на компьютерах, с помощью которых мы общаемся. Ребята могут мне задавать вопросы либо по микрофону, либо в чате в режиме реального времени писать. Объясняю им материал, если что-то непонятно.

У нас есть электронная система обучения – Moodle. С ее помощью преподаватель может загружать в Интернет практические задания, лекционные материалы, тесты. Например, должно было состояться очное практическое занятие, если бы не было карантина. Теперь оно происходит дома. Студенты заходят в систему электронного обучения ННГУ, берут задания, комментарии к их выполнению. Преподаватель в это время сидит за компьютером, ждет, если у тестируемых возникнут вопросы. Сейчас у меня, например, на практических занятиях по дисциплине "Финансы организаций" это нередко происходит.

Кстати, некоторые студенты предпочитают все конспектировать. Но они могут сфотографировать написанные ими страницы и тоже прислать их мне в электронном виде.

Вот по такой дистанционной системе и работаем.

– Справляются ли преподаватели с таким неожиданным вызовом времени?

– Да, ведь прогресс не стоит на месте. У нас некоторые преподаватели, бывало, и раньше записывали специально видеолекции, а студенты их скачивали из Интернета. Но если прежде педагоги создавали это для дополнительной, самостоятельной деятельности студентов, то сейчас это становится основной учебной работой.

Мы в ННГУ создали несколько точек для записи видеолекций. Там и запись голоса ведется за кадром. Наши преподаватели, кто в этой системе работает достаточно долго, знают возможности настроек. Они используют даже доступ студентов к обучающим программам со смартфонов. Например, студент может находиться дома или на даче, но через смартфон смотреть учебный курс, задавать вопросы и слышать ответы преподавателя.

– Как в новой ситуации быть с экзаменами и зачетами?

– Конечно, в данной ситуации лучше личного присутствия студента ничего нет и быть не может. Но можно разработать и другие варианты подтверждения уровня знаний обучающегося.

Во-первых, его текущую работу в какой-то доле оценки можно учесть. Во-вторых, можно разработать индивидуальные задания для студентов с возможностью наблюдать их в ходе экзамена онлайн. То есть прямо через видеокамеру можно наблюдать, чем человек занимается, сдавая контрольные тесты.

– Увеличилась ли, на ваш взгляд, нагрузка на преподавателей после недавних перемен?

– По себе могу сказать, что для преподавателей дистанционное обучение – это даже более тяжкая нагрузка, нежели было раньше. Потому что когда учитель находится в аудитории, то студент, что-то не понявший, переспрашивает. Лектор отвечает, и вопрос чаще всего на этом бывает закрыт.

А сейчас преподавателю надо думать, как составить задание в письменном виде, чтобы студент все прочитал и однозначно понял. А если не понял – использовать канал электронной обратной связи. На подготовку таких онлайн-занятий времени, конечно, уходит больше. Поддержка преподавателей продумывается прежде всего методическая.

– Может быть, сложившаяся ситуация и станет некой проверкой наших высших учебных заведений на работу в кризисных условиях?

– Согласен. Это, действительно, проверка вузов, в первую очередь – на возможности мобилизоваться. Также это и проверка их материально-технической обеспеченности. Кроме того, проверка компетенции преподавателей, потому что в век информационных технологий преподаватель должен уметь работать со всеми электронными системами, пользоваться ими активно. Ему нельзя отставать от своих студентов, потому что они сейчас как раз очень мобильны в плане электроники. Молодые люди используют смартфоны, планшеты и прочие продвинутые гаджеты. Думаю, сложившаяся ситуация станет мощным тестом для вузов на возможность мобилизации. 

– Расскажите, пустуют ли сейчас помещения вузов?

– Сейчас в наших аудиториях студентов, действительно, нет, да и в коридорах их немного. Присутствуют преимущественно работники-специалисты, начальники отделов, заведующие кафедрами – все они на рабочих местах. Преподаватели тоже приходят по расписанию. Но в основном они общаются со студентами из дома через компьютер. Так что мы с коллегами на работе, а обучающиеся – дома. За последние дни из студентов пока никто не заходил. Если только за справками.

– Как, на ваш взгляд, студенты жалеют о переменах или, наоборот, рады?

– Кто как. Когда я им объявлял об этом, как раз у меня занятие шло, говорили: «Как здорово, больше свободного времени будет, на дорогу не надо тратиться!» Но сегодня я общался со студентами и увидел, что отношение изменилось. Возросло у них количество самостоятельной работы. Сейчас ребята поняли, что каждому из них нужна интенсивная учеба дома. Отдыхать не приходится.

 

Источник: «Репортер и время»