Тема мероприятия – «Литература и проблема интеграции искусств»

v ifizh nngu proveli vserossijskuyu molodyozhnuyu nauchno prakticheskuyu konferenciyu

В Институте филологии и журналистики Университета Лобачевского прошла XVI Всероссийская научно-практическая молодёжная конференция «Литература и проблема интеграции искусств». Ежегодно форум проводят специалисты кафедры зарубежной литературы ИФИЖ, начиная с 2009 года.

Проблематика конференции 2025 года связана с перспективой гуманитарного и междисциплинарного исследования звука и различных акустических эффектов в литературе и искусстве. Такие исследования могут сосредотачиваться не только на материальных аспектах звука как физического феномена в контексте литературы, перформанса, кинематографа, мультимедийного искусства и др., но и обращаться к теоретическим и спекулятивным моделям изучения звука с позиций различных версий феноменологии восприятия и антропологии звука.

В рамках конференции в Парке Науки ННГУ «Лобачевский Lab» прошла лекция звукорежиссера киноконцерна «Мосфильм», автора книги «Едва слышный гул. Введение в философию звука» Анатолия Рясова. Во время лекции спикер предложил концептуализацию звуковых исследований (sound studies) как междисциплинарной предметной области, развитие которой было тесно связано с появлением новых технологических решений звукозаписи и воспроизведения звука в ХХ и ХХI веках, в том числе в контексте новых цифровых медиа и технологий машинного обучения. Обсуждение лекции и монографии носило дискуссионный характер.

В приветственном слове к участникам конференции заведующая кафедрой зарубежной литературы ИФИЖ ННГУ профессор Татьяна Шарыпина подчеркнула своевременность подобного молодёжного форума и актуальность поднятых на нём дискуссионных научных проблем.

Проведение молодёжных форумов связано с востребованной временем программой профессиональной переподготовки «Кросс-культурные коммуникации в парадигме искусствоведения», разработанной и реализуемой на кафедре зарубежной литературы, позволяющей получить не только определенные узкопрофессиональные навыки, но успешно включиться в различные виды деятельности, связанные с личностным интеллектуальным ростом и творческим подходом к решению задач профессионального плана. Татьяна Шарыпина отметила, что с 2015 года работа Конференции идёт в сотрудничестве с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького и вносит вклад в разработку новой креативной методики комплексного междисциплинарного исследования ранее не изученных явлений в истории литературы и культуры ХХ-ХХI вв.

В последние годы в проведении конференции кафедра активно сотрудничает с Российским государственным гуманитарным университетом, а также Литературным институтом имени А.М. Горького. В задачу форума входит также создание возможностей для самореализации и развития талантов в условиях цифрового общества. Проведение подобных молодежных конференций способствует закреплению в сфере науки и образования молодых талантливых научно-педагогических кадров».

Работа форума проходила в четырёх секциях.

В работе секции «Семантика звука и аудиальное воображение в литературе» приняли участие докладчики из Нижнего Новгорода (ННГУ и ВШЭ-НН), Москвы (РГГУ), Самары (СГСПУ) и Томска (СибГМУ). Проблемное поле секции охватывало русскую и зарубежную литературу XX-XXI веков разной жанровой направленности. В рамках секции были обсуждены реалистические, модернистские и постмодернистские, фантастические и фэнтезийные тексты, центральным элементом которых был звук в различных проявлениях: от молчания и тишины до голоса, обладающего Словом; от внутреннего монолога до полифонии музыки; от бесплотного и бестелесного звука у Лавкрафта до роли звуковых аспектов при обучении иностранному языку.

На секции «Поэтики аудиального в литературном произведении», участниками которой были молодые исследователи ННГУ, РГГУ, Санкт-Петербургского госуниверситета, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Уральского федерального университета прозвучали доклады об аудиальном пространстве текстов русскоязычных и западноевропейских авторов разных эпох: от барокко и романтизма до наших дней. Удивительным образом тематика конференции позволила найти точки соприкосновения между столь разными поэтиками и традициями и создать общее пространство диалога между докладчиками.

Проблематика секции «Перформативность звука в практиках современного искусства» была в основном связана с постановкой вопроса о современных аудиальных и аудиовизуальных произведениях искусства как о такого рода гибридных формах, которые позволяют сделать более видимой границу, отделяющую один вид искусства от другого, но не с целью зафиксировать эту границу, а, напротив, постоянно смещать и трансформировать, что позволяет указать на саму проблематичность жесткой фиксации такого рода границ. Исследовательским материалом в докладах молодых учёных ННГУ, РГГУ, Национального исследовательского Томского госуниверситета для такой проблематизации стали аудиоподкасты, популярная музыка, рок-оперы и стендап-концерты.

Работа участников секции «Визуальное/аудиальное: звук в парадигме интермедиальности» из Нижнего Новгорода (ННГУ), Москвы (РГГУ, Лит. институт) затрагивала множество важных и актуальных проблем, связанных с компьютерными играми, рок-операми, кинематографом и современной литературой. Молодые исследователи  продемонстрировали не только навыки искусствоведческого и литературоведческого анализа, но прежде всего вовлеченность в проблемы современного культурного процесса.

v ifizh nngu proveli vserossijskuyu molodyozhnuyu nauchno prakticheskuyu konferenciyu 1

Ежегодно в работе форума принимают участие молодые учёные, аспиранты, магистры, бакалавры и студенты не только Нижегородского государственного университета, но и вузов Ижевска, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Саранска, Владимира, Иваново, Казани, Екатеринбурга, Челябинска, Петрозаводска, Алтайского края, Белоруссии. По итогам конференции издаётся сборник научных докладов, индексируемый в РИНЦ.